V Форум мобильных бесконтактных технологий

25 Декабря 2019 14:14

19 ноября 2019 года в Москве прошел V Форум мобильных бесконтактных технологий «NFC.Live Мобильные бесконтактные технологии в платежах», посвященный наиболее перспективной технологии мобильных бесконтактных платежей - NFC, возможностям ее применения в платежной индустрии, проектам, реализованным на NFC-платформе, полученным результатам, выявленным проблемам и возможным путям развития. Организатор NFC.Live - журнал «Банковские технологии».

В рамках Форума состоялись две тематические сессии - «NFC в платежах: состояние и перспективы»; «NFC и мобильные технологии в платежах: кейсы и решения».

Популярность технологии NFC (Near Field Communications) у российских потребителей значительно возросла за последние несколько лет благодаря распространению бесконтактных платежных сервисов Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay (ранее Android Pay). Продолжает увеличиваться эмиссия бесконтактных банковских карт, а также количество POS-терминалов с поддержкой NFC. Рыночные игроки демонстрируют успешные кейсы в различных отраслях экономики: транспорте, телекоме.

Согласно подсчетам аналитиков платежной системы Mastercard, Россия занимает лидирующие позиции в мире по числу токенизированных транзакций. Следует подчеркнуть, что это стало возможным благодаря совместным усилиям российских банков и вендоров, при этом роль компании Mastercard в этом процессе невозможно переоценить. Неслучайно модератор первой сессии «NFC в платежах: состояние и перспективы» Андрей Чирков (компания «МультиКарта») сказал: «Нет ничего удивительного в том, что NFC-Форум спонсирует и проводит Mastercard, которая первой проторила дорожку к этой технологии».

Операционный директор MasterCard в России Андрей Тарусов в своем приветственном слове к участникам NFC-Форума подчеркнул: «Если мы раньше говорили о NFC как о некой уникальной технологии, то сейчас никого этим не удивишь. У нас появилось множество платформ и решений».

«5 лет с NFC.Live: итоги и перспективы развития»

Именно так называлась презентация директора по развитию бизнеса Mastercard в России Дмитрия Тартышева, который подвел некоторые итоги развития технологии в нашей стране и высказал свою точку зрения на ее будущее.

«Пять лет - хороший повод подвести итоги и определить вектор развития этой технологии, которая становится стандартом не только для бесконтактных, но и в целом для цифровых платежей, - отметил он. - На первой нашей конференции мы размышляли, есть ли у NFC шанс заменить пластик, перевести клиентов из привычных консервативных форм-факторов в новые, только появляющиеся на рынке. Сложно тогда было понять, кто станет доминирующим локомотивом такого движения. Поначалу все думали, что таким локомотивом станут мобильные операторы. Затем буквально за год произошел следующий виток развития технологий, и уже производители телефонов заявили о себе, о том, что они также могут в этом процессе участвовать. После этого мы увидели шаги в сторону полноценного NFC и одним из первых NFC-кошельков стало российское приложение».

Следует подчеркнуть, что облачные технологии тоже не заставили себя долго ждать и банки получили все необходимые инструменты для того, чтобы вносить определенные коррективы в развитие и самой технологии, и бизнес-модели. Банки получили возможность делать собственные решения на базе спецификаций Mastercard.

«На сегодняшний день существует три основных носителя, куда можно записать карту, но не хватало единой площадки, на которой можно собрать всех ключевых участников этой системы -- операторов, производителей телефонов, банки, - отметил Дмитрий Тартышев. - В 2015–2016 годах мы смогли расширить возможности платежного направления и предоставлять новые финансовые сервисы - появились первые карты лояльности на данной технологии. В результате проделанной предварительной работы появилась платформа, которая объединила всех - как поставщиков цифровых решений, так и банки. Платформа токенизации Mastercard предоставила четкий алгоритм взаимодействия. Самое главное - появилась возможность классифицировать категории носителей, каналы, которые работают на технологии токенизации. В первую очередь речь идет о цифровых кошельках, которых на сегодняшний день насчитывается шесть. Среди них - приложение «Кошелёк» и SwatchPAY - та категория интернет-вещей, которые очень хорошо вписываются в эту технологическую логику».

Следует отметить, что Россия стала мировым лидером по количеству проводимых бесконтактных платежей при помощи смартфона, а также крупнейшим рынком цифровых кошельков в Европе. После запуска платформы токенизации Mastercard держатели карт Mastercard первыми среди россиян смогли воспользоваться глобальными платежными сервисами Apple Pay и Samsung Pay. Для платежной системы Mastercard Россия является рынком номер один по количеству токенизированных транзакций.

Среди знаменательных событий 2019 года Дмитрий Тартышев отметил такое важное завоевание NFC-технологии, как появление программы «Digital first», согласно которой банкам разрешено основной делать цифровую карту, а не пластиковую. Т.е. в настоящее время банки могут осуществлять исключительно цифровую эмиссию, а пластиковая карта превращается в карту-компаньона.

Сервис «Кошелёк Pay»

CEO CardsMobile Кирилл Горыня рассказал в своем выступлении о запуске сервиса «Кошелёк Pay», о котором было объявлено в октябре 2019 года и о том, что путь к этому событию был достаточно долгим и непростым.

Сервис «Кошелёк Pay» позволяет просто, удобно и безопасно оплачивать покупки в одно касание смартфоном в России и в мире. Чтобы воспользоваться сервисом, достаточно установить приложение «Кошелёк» и активировать в нем платежные карты Mastercard.

Уже сейчас «Кошелёк Pay» доступен для держателей карт Mastercard Альфа-Банка и МТС Банка. В ближайшее время к сервису также подключатся Банк ВТБ, Банк «Открытие», АО «Россельхозбанк», Мегафон Банк и другие банки.

«Кошелёк Pay» позволяет банкам-эмитентам переносить существующие карты в смартфоны и «умные» носимые устройства, поддерживающие технологию бесконтактной оплаты: брелоки, ювелирные украшения с микрочипами и другие гаджеты.

Подключившимся к сервису банкам также доступна цифровая эмиссия платежных карт. В дальнейшем клиенты этих банков смогут выпускать в приложении «Кошелёк» новые карты Mastercard сразу в мобильном формате.

Кирилл Горыня отметил, что «наша миссия - полностью заменить физический бумажник для современного покупателя». Пользователи уже добавили в «Кошелёк» 154 миллиона (данные на ноябрь 2019 года, скорость прироста пользователей составляет несколько сотен тысяч в неделю) дисконтных карт. С запуском «Кошелёк Pay» эта цифра увеличится за счет банковских карт, которые пользователи смогут перенести в смартфон и использовать для оплаты покупок. Банкам-эмитентам сервис позволит оперативно и выгодно запускать мобильные карточные продукты, в том числе кобрендовые карты с ритейлерами, и продвигать их не только среди своих клиентов, но и более чем семимиллионой аудитории приложения.

«Кошелёк Pay» работает на базе собственной универсальной платформы токенизации, которая сертифицирована Mastercard и подключена к Mastercard Digital Enablement Service (MDES).

Сервис поддерживается на Android-смартфонах версии 5.0 и выше с технологиями NFC и HCE и вскоре станет доступен на носимых устройствах держателей не только Android‑, но и iOS-смартфонов.

«Если еще три года назад для большинства людей было непонятно, какие тренды станут главенствующими и какое будущее ждет мобильные бесконтактные технологии, то сейчас ни у кого уже никаких иллюзий не осталось. Мобильные телефоны станут в ближайшие годы основными носителями платежных инструментов в России, - уверен Кирилл Горыня. - В остальном мире наблюдаются тренды, идентичные российским».

По словам эксперта, в настоящее время ощутимой становится тенденция роста доверия к «цифре». Наряду с этим концепция кошельков (рау) набирает обороты по всему миру, именно через них будет осуществляться львиная доля всех платежей.

«Самое главное, что в эту концепцию поверил весь российский ритейл, - подчеркнул Кирилл Горыня. - На данный момент из 130 ритейлеров в стране только к платформе «Кошелька» уже подключено 27 компаний, которые контролируют порядка 60-70 % объема эмиссии всех карт лояльности в стране. Сейчас сложилась уникальная ситуация, когда, с одной стороны, наблюдается полная готовность инфраструктуры и пользователей к отказу от физических носителей. С другой стороны, ритейл готов к интеграции с платежной индустрией как минимум через одну нашу платформу. А я уверен, что вскоре появятся и другие платформы».

Востребованность со стороны потребителей и готовность рынка станут мощным толчком для развития данных сервисов в России, а затем в Европе и Америке.

«Tele2 Платеж» развивает функционал

Яна Косенкова, занимающаяся в компании Tele2 развитием финансовых сервисов, представила вниманию аудитории мобильное приложение «Tele2 Платеж». Она рассказала о том, что Tele2 начала развивать финансовые сервисы сравнительно недавно -- немногим более трех лет назад. После выхода компании на московский рынок было принято решение о наборе команды для развития финансовых сервисов - как мобильной коммерции, так и классических банковских продуктов. При этом Tele2, презентуя коммуникационную стратегию «Другие правила», заявила, что не будет запускать собственную банковскую карту под брендом Tele2, а будет строить маркетплейс и предоставлять клиентам возможность выбора карты того или иного банка. Таким образом, было запущено несколько банковских карт в партнерстве с Тинькофф Банком, Альфа-Банком, банком «Открытие», банком «TalkBank», что дало возможность предоставить клиентам более выгодные условия по продуктам в сравнении с классическими банковскими продуктами. Например, если клиент является абонентом Tele2 и держателем банковской карты банка «Открытие», то он может экономить на оплате услуг связи и получить дополнительные бонусы или специальный тариф.

Яна Косенкова рассказала, что Tele2 активно развивает мобильное приложение «Tele2 Платеж», которое было разработано совместно с компанией CardsMobile и запущено в прошлом году на базе Android. В приложение вошли все финансовые сервисы, существовавшие на тот момент - мобильная коммерция, денежные переводы с карты на карту, со счета на карту, со счета на счет.

Спустя какое-то время после запуска приложения Tele2 проанализировала портрет своих клиентов и пришла к следующим выводам. Соотношение мужчин и женщин примерно одинаково - 50% на 50%. Как правило, это молодые люди: средний возраст пользователя - 27 лет.

Львиная доля платежей с помощью приложения - это пополнение кошельков, денежные переводы.

Был проведен анализ того, как запуск мобильного приложения повлиял на клиентов: 40% из них раньше не пользовались финансовыми сервисами. В Tele2 пришли к выводу, что запуск приложения снял барьеры перед использованием финансовых сервисов.

Положительная динамика и видение дальнейших перспектив сподвигло Tele2 развивать функционал приложения «Tele2 Платеж» и запустить кошелек, разработанный компанией CardsMobile при поддержке Mastercard. Новый инструмент будет доступен абонентам Tele2 до конца 2019 года.

Ранее пользователи могли заказать через приложение пластиковую банковскую карту «Другие правила» от Tele2 и получать кешбэк за все покупки. Обновленный «Tele2 Платеж» с интегрированным кошельком позволит абоненту выпускать цифровые карты от банков-партнеров и использовать их для бесконтактных платежей, покупок в интернете и магазинах. При этом возможность цифровой эмиссии с токенизацией в собственном приложении - это главное отличие платежного инструмента Tele2 от других широко распространенных электронных кошельков.

Кошелек работает на базе технологии токенизации, которая позволяет заменить банковский номер на уникальный цифровой и тем самым обеспечить безопасность транзакций. Система подключена к платформе MDES (Mastercard Digital Enablement Service) и сертифицирована платежной системой. Сервис работает на любом Android-смартфоне с поддержкой технологий NFC и HCE, а в скором времени будет доступен и пользователям смартфонов на базе iOS.

Чтобы воспользоваться сервисом, клиенту необходимо будет скачать приложение «Tele2 Платеж» в Google Play и заказать выпуск цифровой карты. После этого потребуется заполнить короткую анкету и сгенерировать кодовое слово. В приложении появится новая цифровая карта банка-партнера Tele2. Интеграцию с «Tele2 Платеж» и SDK CardsMobile обеспечивает TalkBank. После нажатия кнопки «токенизировать» карта готова к использованию. В качестве эмитента цифровой токенизированной карты в проекте участвует «РФИ БАНК».

SwatchPAY!

Швейцарский часовой бренд Swatch совместно с Mastercard выпустили в России коллекцию часов с поддержкой бесконтактных платежей, рассказал Евгений Домашенко, менеджер по развитию (компания Swatch). Оплатить покупки в одно касание смогут держатели карт Mastercard. Первыми партнерами SwatchPay стали «Тинькофф», Московский кредитный банк, ВТБ и Россельхозбанк, а до конца года стать партнерами могут еще более 15 банков.

«Мы не делаем упор на том, что это непосредственно платежный инструмент, прежде всего это пластиковые часы Swatch с уникальным дизайном, которые дают своим владельцам еще и возможность совершать покупки», - подчеркнул Евгений Домашенко. От классических кварцевых часов их отличает наличие модуля NFC, для питания которого совершенно не требуется электроэнергии, поэтому оплачивать можно даже если в часах сядет батарейка.

В завершение отметим, что российский рынок финансовых сервисов весьма восприимчив к digital-инновациям, что нашло подтверждение и в части распространения бесконтактных платежей. Ежегодный NFC-Форум стал уже традиционной площадкой профессионального общения всех сторон, заинтересованных в развитии данной технологии, инструментом формирования актуальных для участников рынка планов развития на ближайший год.

Журнал «Банковские технологии» № 12, 2019.

вернуться назад

Новости

Корпоративные новости

Рубрики