Владимир Крупнов: «Металлические карты стали востребованы как Hi-End технологии классических карт»

03 Декабря 14:36

НоваКард - одно из ведущих российских предприятий, обеспечивающих производство всех видов смарт-карт, а также разработку соответствующих приложений. Глава компании НоваКард Владимир Крупнов в интервью «Банковским технологиям» рассказал о последних тенденциях, которые задают вектор развития всего рынка карт, о появлении последних модных новинок на нем и о том, каким образом компания НоваКард способствует развитию данной отрасли.

«Банковские технологии»: Владимир, поделитесь, пожалуйста, своим видением главных тенденций в российской сфере платежных систем в 2019 году: каковы они и чем объясняются? В чем вы видите точки роста для платежной индустрии в настоящее время?

Владимир Крупнов: В экосистеме всегда есть балансирующие друг друга компоненты, в плане карточной платежной системы это, с одной стороны,  количество карт, которыми пользуются люди, а с другой, количество точек обслуживания этих карт в торгово-сервисной сети. Это делало мучительно медленным (по-научному, экспоненциально малым) начальный процесс формирования безналичной платежной системы. Но сейчас, к счастью, платежная индустрия как экосистема прошла фазу своего начального формирования и роста и подходит к определенному порогу своего насыщения - именно такой тренд я наблюдаю в настоящее время. Переводя это в терминологию нашей индустрии, можно сказать, что эмитенты и эквайеры находятся в ситуации баланса.

Очевидная тенденция рынка сегодня - это бурный рост NFC платежей. На протяжении долгих семи лет мы доказывали необходимость и эффективность NFC как удобного протокола беспроводной связи, который позволяет использовать смартфоны для совершения платежей. Сейчас уже ничего никому доказывать не нужно, все очевидно.

Мы отмечаем повсеместный рост карточных продуктов и особенно карт, которые эмулированы в смартфонах. Процесс виртуализации физического «пластика» заметно упростился и многие проблемы, связанные с этой процедурой, отпали сами собой. Уверен, что данный тренд сохранит свою актуальность и в будущем. Нужно ли нам такое количество карт на душу населения, как, например, в США? Не уверен. Сейчас примерно две настоящие пластиковые карты приходятся на одного жителя России, и эта цифра увеличится, поскольку здесь сохраняется потенциал для роста до 4 или 5 карт. Но рост будет, в первую очередь, за счет технологии NFC в смартфонах. И это очень значимый тренд.  Количество транзакций, контроль за которыми осуществляется из других стран, (поскольку вендоры смартфонов, как и их серверные платформы, находятся за рубежом), неизбежно увеличивается. Несколько лет назад данный сегмент платежного рынка был ничтожно мал. Однако не за горами то время, когда он может достичь 50%.

В России выстроена национальная система платежных карт, причем, поскольку она относительно молодая, то в ней реализованы наиболее современные технологии. И в этом отношении она более прогрессивная, чем платежные системы других стран. То, что карты с магнитной полосой пришли в нашу страну не так давно, позволило нам быстрее и легче осуществить миграцию на EMV-карты. А затем так же быстро и безболезненно у нас появились бесконтактные карты. В Америке все еще есть терминалы, которые принимают только карты с магнитной полосой, а в Европе масса терминалов, которые принимают только контактные EMV-карты.

Радует, что карты национальной платежной системы «Мир» принимаются уже в девяти странах. Уверен, что в горизонте нескольких лет количество таких стран увеличится.

Прогнозы - дело неблагодарное, а долгосрочные тем более, потому что их корреляция с действительностью примерно нулевая. Однако с уверенностью можно сказать, что карты как продукт останутся, и они будут усложняться. Многофункциональность, в первую очередь, будет реализована (и это становится уже реальностью) на картах, эмулированных в смартфоне. Они будут отличаться также большими объемами памяти и должным уровнем защиты. Мы мечтали о таких картах и 20 лет назад. Но только сейчас появились технические возможности реализовать их выпуск.

«Б. Т.»: Вы, как эксперт и практик, работающий на рынке уже четверть века, наверняка знаете, как сделать так, чтобы карта «зацепила» пользователя, чтобы он захотел ее приобрести. О каких последних новинках карточного мира моды можно говорить сейчас?

В. К.: Действительно, некоторые вещи в нашей жизни возникают под влиянием моды. И нужно подчеркнуть, что следовать моде - весьма дорогое удовольствие.

Любой банк стремится заполучить самых достойных клиентов, программы private banking нацелены именно на это. И в арсенале финансово-кредитных организаций появился продукт - металлические карты, которые стали востребованы как некий Hi-End технологии классических карт. Металлическая банковская карта имеет все платежные функции и признаки стандартной пластиковой банковской карты, но выглядит впечатляюще и подтверждает VIP статус своего владельца.

Изготовление карт из металла стоит намного дороже, чем из пластика. Заготовка обычной карты обходится банку порядка евро, в то время как карты из металла в сотни раз дороже. Поэтому банки и предлагают ее состоятельным клиентам, а те, в свою очередь, ждут от нее какой-то изюминки, чего-то необыкновенного. И с созданием металлических карт это удалось. Такая карта работает на имидж клиента, она настолько неожиданно тяжелее стандартной карты, что ее просто приятно держать в руках.

Следует отметить, что внешний вид карточки демонстрирует статус человека как клиента, какие–то особенности его стиля жизни, его принадлежность к тем или иным сообществам и т. д. От того, насколько клиенту нравится карточка, реально зависит то, насколько часто он ею пользуется. Для человека, выбирающего карточку, дизайн имеет значение. Неслучайно все карточки в мире - разные, иначе ничего, кроме логотипа банка, не отличало бы одну карточку от другой.

Нужно сказать, что за последние годы карты стали гораздо интереснее с точки зрения дизайна. Вспомните, какими были первые дизайнерские решения только появляющегося пластика. Карты походили на фотографии или заламинированные картинки из книжки и до недавнего времени были похожи друг на друга. Затем все чаще карты становились цвета «металлик» или прозрачными, они могли изображать зеркало или стекло. Очень популярным материалом для дизайна в настоящее время является фольга. Практически половина всего верхнего сегмента пластика производится с использованием металлизированной фольги. Производители пошли дальше и решили не тонко напылять фольгу на полимер, а использовать слой настоящего металла. У человека, взявшего в руки такую карту, появляется другое физическое ощущение - карта становится более ощутимой и весомой, причем как в прямом, так и в переносном смысле слова. Визуальный эффект тоже существенный, потому что лист металла и фольга очевидно отличаются. Можно привести аналогию с изготовлением мебели. Так, мебель, сделанная из древесного массива, будет существенно отличаться как по качеству, так и по стоимости от шпонированной мебели, изготовленной из МДФ или ДСП. С картами, видимо, тот же эффект: банкиры стремятся предложить VIP-клиентам что-то уникальное, и начинают пользоваться теми возможностями, которые дают сегодня современные технологии производства карт.

В 2020 году наша компания будет продавать и персонализировать металлические карты в России, спрос на которые наблюдается на рынке.

«Б. Т.»: Как в настоящее время складывается ваше сотрудничество с вашими зарубежными партнерами - IDEMIA?

В. К.: Мы - эксклюзивный представитель IDEMIA в России и наше сотрудничество - совсем нетривиальный пример, потому что ни один большой вендор (из первой тройки мировых лидеров) не сотрудничает в таком формате с региональными компаниями. Этот случай остается достаточно интересным и даже уникальным, особенно если учесть, что его история насчитывает уже 15 лет. В 2004 году был заключен стратегический альянс между нашей компанией и Oberthur (IDEMIA образовалась путем слияния двух французских компаний - Oberthur Technologies и Morpho), и нам удалось не только сохранить его на протяжении всех этих лет, но и взаимно обогатить сотрудничество. Поэтому сейчас мы имеем возможность быстро и эффективно создавать для наших клиентов передовые и уникальные технологические решения.

«Б. Т.»: В свете рыночных тенденций, о которых мы говорили выше, на чем сейчас сосредоточена деятельность компании НоваКард?

В. К.: Мы обязаны следовать рыночным трендам, как в количественном (увеличение числа карт), так и в качественном (усложнение продукта) отношении. Компании, которые этого не делают, исчезают с рынка, это, что называется, must have.

Ранее я говорил о том, что количество транзакций, которые контролируются из-за рубежа, неизбежно увеличивается. Ключи элемента безопасности (Secure Element),  находящегося в смартфоне, принадлежат тому вендору, который его туда встроил. Когда количество таких операций было небольшим, никто особо не обращал на это внимание. Сейчас оно растет и быстро приближается к 50%. Поэтому мы хотим предложить рынку по аналогии с обычными картами, где банки являются собственниками элемента безопасности, вернуть полноценную возможность управления транзакциями. Наше решение нацелено на обеспечение безопасности карт, эмулированных в смартфонах, и является весьма конкурентоспособным в плане коммерческого использования.

Еще одно приоритетное направление нашей деятельности - это система платежей на транспорте, работающая во всей Нижегородской области. Сейчас на руках у нижегородцев около миллиона носителей транспортного приложения, половина из них - персональные транспортные карты, изготовленные за счет нашей компании и бесплатно выданные школьникам, студентам, пенсионерам и другим гражданам. Платежное решение, реализованное в транспортном проекте «НоваКард», позволяет оплачивать проезд на всех видах транспорта всеми возможными способами: электронными проездными на транспортной карте, бесконтактными банковскими картами любого банка, специальными банковскими картами и смартфонами с NFC SIM картами c транспортным приложением «Ситикард».

Компания НоваКард, работающая 25 лет на рынке, не ограничивается типичными рамками  «card maker». Мы разрабатываем сервисы, которые полезны миллионам конечных пользователей.  

Журнал «Банковские технологии» №11, 2019.

вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости