Система «Город»: Конъюнктура рынка и тенденции 2018 года в сфере ЖКХ. Прямые расчеты

Раздел временно недоступен. Ведутся технические работы.

Компания Finarty (управление этим сайтом)
приносит извинения пользователям за доставленные неудобства.

Электронный адрес компании Finarty: info@finarty.ru

08 Февраля 2018, 19:00
В последних числах января вышла публикация статьи Федеральной Системы «Город» в журнале «Управление многоквартирным домом» – вторая часть беседы с директором Федеральной Системы «Город» Петром Мазановым о трендах и законодательных инициативах 2018 года. Эксперт раскрывает нюансы одной из наиболее важных тем – заключение прямых договоров между потребителями и ресурсоснабжающими организациями.
 
- В Государственной Думе рассматривается законопроект о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями (РСО), минуя управляющие компании. Насколько рынок готов к этим нововведениям?
- Попытки перехода на прямые расчеты предпринималась давно. Но существовавшие схемы взаиморасчетов было сложно применить в жизни: участники прямых расчетов должны были организовать и, желательно, автоматизировать обмен информацией о начислениях, платежах, обеспечить оперативную сверку расчетов по абонентам и т.д. Это затруднительно и затратно, особенно для небольших УО и ТСЖ.
В итоге было решено внести изменения в Жилищный кодекс и определить прямые договоры между потребителями и РСО на уровне федерального закона.
Законопроект принят Государственной Думой 06.12.2017 в первом чтении. Он предусматривает три варианта, при которых возможны прямые договорные отношения жителей с РСО, а также с региональными операторами по обращению с отходами. Во-первых, при непосредственной форме управления – как это реализуется и сейчас. Во-вторых, по решению собрания собственников и при согласии РСО. В этом случае дата перехода согласовывается сторонами. И, наконец, в случае наличия задолженности УО, ТСЖ перед РСО в размере двух среднемесячных начислений, причем такая задолженность должна быть подтверждена судебным решением или актом сверки.
Важно, что законопроект, не просто легализует прямые платежи в адрес РСО, а кардинально меняет договорную и финансовую схему на рынке ЖКХ. УО и ТСЖ, перешедшие на новый формат отношений с РСО, освобождаются от обязанности ведения расчетов и сбора денежных средств от жильцов за коммунальные ресурсы. Платежные документы будут формировать РСО. Исключение составят ресурсы, расходуемые на содержание общего имущества – начисление и сбор платежей по ним останутся в зоне ответственности УО, ТСЖ.
 
- С какими трудностями столкнутся участники рынка в случае перехода на прямые договоры с РСО?
- Необходимо понимать, что в систему прямых расчетов вовлечено большое количество участников: РСО, УК, ТСЖ, региональные операторы, РКЦ, банки.
Потребуется синхронизация баз данных участников, идентификация плательщиков, а это технически очень сложная задача. Для своевременного начисления платы и выпуска квитанций УО и ТСЖ необходимо организовать онлайн-обмен данными с РСО, при этом обеспечить защиту персональных данных. Это огромный объем информации из разных источников: характеристики жилого фонда, площади помещений, постоянно и временно проживающие граждане и т.д. Данные процессы усложняются установленными сроками выпуска квитанций и размещения информации в ГИС ЖКХ.
Среди возможных трудностей – согласование форматов взаимодействия между участниками. Кроме того, между УО и РСО появится необходимость синхронизации расчетов за индивидуальное потребление и за ресурсы на общедомовые нужды.
При этом нельзя забывать о наличии штрафов за недостоверную информацию и за несвоевременное выставление платежных документов. Для исключения ошибок при взаиморасчетах и контроля за участниками потребуется формирование оперативной аналитической отчетности.
Также камнем преткновения может стать вопрос сбора и перераспределения ранее накопленной задолженности и переплаты. Схема работы с задолженностью пока не формализована. Возможно, сторонам придется договариваться об агентских схемах сбора, и в решении этой задачи потребуется дополнительная автоматизация процесса обмена данными. Кроме того, при расчете начислений будет необходимо выстроить схему проведения перерасчетов исполнителем услуги за периоды до перехода на прямые расчеты.
 
Что можно и нужно сделать уже сейчас, понимая неизбежность перехода на систему прямых договоров?
- В первую очередь, рекомендуем проанализировать возможности программного обеспечения и любых имеющихся средств обмена данными с внешними системами для работы в новых условиях. Проверить наличие возможности оперативного изменения платежных документов, отчетности, форматов и протоколов взаимодействия.
Во-вторых, уже сейчас совместно с РСО и другими участниками провести предварительные переговоры на предмет готовности к переходу на новую схему. В идеале – обсудить, как организовывать этот переход с минимальными затратами.
В-третьих, решить, готова ли ваша организация дополнительно зарабатывать на оказании услуги по расчету начислений, формированию платежных документов, взысканию задолженности. В случае положительного решения – привлекать сторонние ИТ-компании, используя их технологии и опыт региональных и федеральных проектов.
 
- Какие технологические возможности сегодня могут обеспечить ИТ-компании в сфере ЖКХ, включая прямые расчеты?
- Современные информационные технологии позволяют сделать движение денежных средств абсолютно прозрачным и обеспечить проведение любых схем расчетов для всех участников рынка ЖКХ. Например, решение Системы «Город» по расчету начислений уже сейчас работает с огромным массивом данных, большим количеством поставщиков услуг, получателей денежных средств, различными тарифными планами, схемами начислений, настраиваемыми шаблонами квитанций. В программном комплексе обеспечены интерфейсы для взаимодействия с внешними системами: сборщикам платежей, расчетными системами РСО, АИС соцзащиты, региональными и государственными ИС, в частности, ГИС ЖКХ.
В качестве примера реальной работы промышленной ИТ-платформы можно привести Региональный расчетно-кассовый центр г. Белгорода, где нами реализована технология расщепления платежей, благодаря которой от различных РСО поступает информация в систему, формируется единая квитанция, а собранные денежные средства поступают напрямую поставщикам услуг, минуя расчетные счета управляющих компаний, уже на следующий день после оплаты абонентом. Система автоматизирует все процессы информационного обмена и полностью прозрачна для потребителей и РСО.
 
Узнать больше о биллинговом решении Системы «Город» можно в разделе Бизнесу либо на сайте Системы начислений ЖКУ «Город».
вернуться назад

События

Корпоративные новости

Рубрики