«Платежный ландшафт — 2024»

24 Декабря 2019 10:00

VII Национальный платежный форум «Платежный ландшафт – 2024», прошедший в Москве 19 ноября 2019 года, - единственная в России некоммерческая площадка экспертного диалога всех тех, кто представляет платежную индустрию в России и определяет направления ее развития.

Программа Форума - насыщенная и интересная - содержала вопросы, волновавшие отрасль в 2019 году: стандартизация в национальной платежной системе; трансформация технологической архитектуры платежного бизнеса и принципов оказания платежных услуг; gpi-платежи в системе SWIFT; СБП как драйвер изменений; ценовое регулирование платежных услуг, подходы к формированию единой национальной платежной инфраструктуры; глобальные тренды развития платежного рынка, развитие карточных и некарточных платежных инструментов и технологий; Open API, дорожная карта их внедрения.

Форум прошел при поддержке АБР, при этом в его Программный комитет вошли представители всех ведущих профильных объединений. Впервые в рамках форума прошла открытая сессия стратегического планирования по обсуждению скоординированного плана работ ассоциаций и профессиональных объединений на 2020 год.

Кроме того, в рамках Платежного форума состоялись Пятый Форум «NFC.Live Мобильные бесконтактные технологии в платежах» и Первая Национальная конференция P2P финансирования.

Традиционно в работе мероприятия приняли участие свыше 500 представителей платежной и смежных индустрий: платежных систем и сервисов, кредитных организаций, операторов связи, ритейла, бизнес-объединений, технологических компаний.

В начале с приветственным словом выступил глава Mastercard в России Александр Малиновский, который отметил, что за семь лет существования Форума он успел стать платформой, которая предоставляет возможность обсудить с рынком и регулятором, профильными министерствами и ведомствами все актуальные вопросы. Форум демонстрирует сформировавшуюся кооперацию между всеми отраслевыми ассоциациями, и это в свою очередь позволяет плодотворно провести время и обсудить все имеющиеся проблемы - регулирование, технологии, будущее платежей, понимание вектора будущего развития.

Конкуренция имеет стратегическое значение для финансового рынка

Модератором пленарного заседания «Стратегические направления развития в национальной платежной системе и на финансовом рынке. Формирование государством регуляторно-технологической экосистемы как фактор изменений» выступил президент НАПКА Эльман Мехтиев.

Первым слово было предоставлено директору Департамента стратегического развития финансового рынка Банка России Владимиру Таможникову.

Одно из стратегических направлений развития финансового рынка - это развитие конкуренции. И это очень серьезная проблема для всего финансового рынка, отметил он.

По словам эксперта Банка России, роль платежных систем двояка. С одной стороны, это сектор финансовых услуг, в том числе розничных (услуги переводов и платежей), пользователями которых являются рядовые потребители. И регулятор обязан заботиться о том, чтобы эти услуги были удобными для потребителей, недорогими и безопасными. С другой стороны, платежная система выполняет важную функцию - системную для финансового рынка, поскольку в целом движение денег - это кровеносная система экономики, которая зиждется на эффективном функционировании платежных систем. Более того, сама конкуренция на финансовом рынке в разных секторах тоже значительным образом зависит от того, как работает платежная система.

Владимир Таможников обозначил ключевые ориентиры Банка России в плане развития конкуренции. Конкуренция должна быть справедливой и добросовестной. Потребители, которые своим выбором влияют на характер предложения, становятся драйвером конкуренции. Результаты конкурентной борьбы должны на рыночной основе побуждать участников рынка к дальнейшему соперничеству. Должна формироваться проконкурентная среда, в которой развиваются новые финансовые технологии и действует гибкое регулирование, не препятствующее позитивным изменениям на рынке, а мелкие компании имеют доступ к платформенным решениям и аутсорсингу. И здесь велика роль платежных систем.

В настоящее время существуют определенные барьеры для возможностей потребителя по движению его денежных средств. Речь идет о том, что человек получает зарплату на одну платежную карту и существует большая вероятность того, что все остальные финансовые услуги он вынужден приобретать у той кредитной организации, где у него открыт зарплатный счет. Потому что перевод денег в другой банк невозможен без комиссии. Конечно, можно снять деньги в банкомате и положить их на карту другого банка, продукты и сервисы которого предпочтительнее для человека. Однако это несет определенные издержки как для потребителя (например, вопросы безопасности), так и для системы в целом (стоимость содержания банкоматов и отделений).

«Недорогое быстрое перемещение денег между разными финансовыми институтами - это важная функция платежной системы и мы последовательно за это боремся, - отметил Владимир Таможников. - В том числе посредством законопроекта об устранении территориальной дискриминации на рынке переводов».

«Мы изучаем опыт и предложения по возможности выравнивания стоимости внешнего и внутреннего перевода для банка», - подчеркнул эксперт Банка России.

Еще один важный момент - это платформенные решения системы быстрых платежей, на которую регулятор возлагает очень большие надежды сразу в нескольких секторах экономики в части создания конкурентной альтернативы как удобной и недорогой для пользователя, так и подталкивающей других игроков к оптимизации своих сервисов.

Платежная отрасль переживает интенсивную трансформацию

Тема национальной платежной системы - весьма многогранна, заметил в начале своего выступления заместитель директора Департамента национальной платежной системы Банка России Олег Перестенко.

«Чем характеризуется национальная платежная система и вообще платежная отрасль в мире? Эта отрасль переживает интенсивную трансформацию, активно развиваются технологии, внедряются новые продукты, появляются на рынке новые игроки. Российская национальная платежная система не является исключением, можно сказать, что трансформация идет у нас более интенсивно», -- считает Олег Перестенко.

Преобразование наличных расчетов в безналичные происходит на протяжении последних шести лет и тенденция отчетлива и очевидна. Это не происходит само собой, это целенаправленные и планомерные усилия всей отрасли. Использование дистанционных каналов выросло на 32%. Выросло число операций через платежные терминалы. Растет количество инфраструктурных объектов, позволяющих работать бесконтактным способом. И как результат почти в 2,5 раза выросли платеж с использованием бесконтактных инструментов.

Со 2 июля 2018 года с вступлением в действие Положения N 595-П участникам платежной системы Банка России стали доступны новые сервисы. Среди прочего, с этого времени банки могут применять срочные и несрочные лимиты для управления ликвидностью и изменять порядок расположения распоряжений, составленных с использованием сервиса срочного перевода, во внутридневной очереди.

В рамках построения централизованной платежной инфраструктуры ПС БР происходит развитие и перевод сервисов срочного и несрочного перевода на единую платежной платформу: централизованные управление и мониторинг, единая централизованная база счетов участников, предоставление механизмов управления ликвидностью (пулы, лимиты, условные платежи), внедрение стандартов ISO20022.

«Сервис быстрых платежей - это наш блокбастер за 2019 год, - подчеркнул эксперт Банка России. - Он стартовал в феврале 2019 года и на данный момент в нем участвует 28 кредитных организаций, из них - 10 системно значимых. Продолжается интенсивный рост количества переводов, мы прилагаем активные усилия к тому, чтобы эта платформа развивалась».

Система быстрых платежей - элемент платежной системы Банка России. В настоящее время запущены переводы между физическими лицами (P2P), а также от граждан к юридическим лицам (С2В), в перспективе предполагается развивать и другие направления.

Регулятор намерен запустить возможность оплаты услуг ЖКХ с помощью системы быстрых платежей, расчетов между бизнесом и клиентами, расчетов с государством, интегрировать сервис быстрых платежей с мессенджерами.

С 1 января 2020 года ЦБ РФ планирует разрешить банкам пользоваться внутридневными кредитами для работы системы быстрых платежей. Также до этого срока банки с универсальной лицензией - участники платежной системы «Мир» и Федеральное казначейство должны будут подключиться к сервису быстрых платежей.

В ближайших планах регулятора внедрить стандарт ISO20022 в платежной системе Банка России, а также определить подходы к стандартизации и регулированию открытых прикладных программных интерфейсов.

Олег Перестенко затронул в своем выступлении тему национальной платежной системы «Мир».

В настоящее время в России выпущено более 67 млн карт «Мир». Таким образом, на долю национальных платежных карт приходится уже 22% от общего количества банковских карт в нашей стране. Доля «Мира» по количеству транзакций за октябрь приблизилась к 19%. «Это значимый и впечатляющий результат нашей совместной работы», - подчеркнул эксперт Банка России.

Сегодня картами уже можно оплатить проезд в метро некоторых крупнейших городов России, а также в наземном транспорте более 70 городов.

Карта «Мир» вышла за пределы РФ, принимается уже в 9 странах и есть планы по дальнейшему расширению их приема за рубежом.

Олег Перестенко рассказал о развитии системы передачи финансовых сообщений, которая была создана в 2014 году как инфраструктура, обеспечивающая стабильное развитие финансовых институтов и как платформа взаимодействия между ними. На сегодняшний день система насчитывает более 400 пользователей, трафик растет, она интенсивно развивается и совершенствуется.

Заместитель директора Департамента национальной платежной системы Банка России рассказал, что в течение 2019 года произошли изменения, связанные с регулированием, в частности, появились новые игроки платежного рынка: поставщики платежных приложений, платежные агрегаторы, иностранные поставщики платежных услуг, иностранные платежные системы.

На платежном рынке часто нарушают конкуренцию

«Когда мы говорим о конкуренции на платежном рынке, мы имеем в виду два основных направления деятельности антимонопольного ведомства. Первое связано с реализацией «дорожной карты» по развитию конкуренции на финансовых рынках, которая в том числе содержит подраздел по рынку платежных услуг. Второе с правоприменением, - начала своё выступление начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева. - Несмотря на то что платежный рынок характеризуется динамичностью, высокотехнологичностью, а также привлекательностью для потребителей, в то же время - это рынок, где присутствуют частые нарушения конкуренции, требующие реагирования со стороны антимонопольного органа».

Представитель ФАС России напомнила, что реализация всех мероприятий «дорожной карты» осуществляется в рамках межведомственной рабочей группы. В частности, она рассказала о совместной работе антимонопольного ведомства, Минфина и Банка России по подготовке доклада по созданию равных условий осуществления переводов с банковских счетов физических лиц на счета третьих лиц, которые открыты как в одной, так и в различных кредитных организациях.

«В результате проведенного исследования мы с коллегами пришли к выводу, что в качестве мер по развитию конкуренции в этом направлении, в первую очередь, следует рассматривать создание системы быстрых платежей со всеми преимуществами, которые эта система даёт с точки зрения переключения потребителей на иные кредитные организации. Другая проблема, которую необходимо решить на законодательном уровне, связана с межтерриториальной дискриминацией потребителей при переводе денежных средств. Поэтому нам совместно с Минфином и Центробанком было поручено подготовить соответствующий законопроект, который уже прошёл первое чтение в Госдуме», - сказала Ольга Сергеева.

Как отметила начальник Управления контроля финансовых рынков, проведённое исследование в рамках подготовки доклада показало, что более 75% кредитных организаций не взимают комиссию за внутрибанковские переводы.

«При этом мы не говорим этим законопроектом о том, что внутрибанковские переводы должны быть бесплатными. Мы говорим о безусловном сохранении права банка самостоятельно решать, какими тарифами ему руководствоваться на основании принципов справедливой тарификации. Мы исходим из того, что межрегиональный перевод в сравнении с региональными переводами не создает какой-то дополнительной стоимости. Поэтому, на наш взгляд, эти условия должны быть выровнены», - уточнила она.

Другим важным шагом в реализации «дорожной карты» развития конкуренции стало принятие Правительством РФ постановления, которое вносит изменения в некоторые акты, предусматривающего запрет на включение в тарифы ресурсоснабжающих организаций расходов на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей.

«Постановление вступит в силу через год с момента принятия и это тот самый срок, который дается как ресурсоснабжающим организациям, так и кредитным организациям для того, чтобы перестроиться и предложить иные способы оплаты тарифов на жилищно-коммунальные услуги», - пояснила представитель антимонопольной службы.

Кроме того, начальник Управления контроля финансовых рынков рассказала о том, что ФАС и Банком России были разработаны и утверждены стандарты по раскрытию размера вознаграждений, которые взимаются с потребителей при оказании услуг с использованием банкоматов/платежных терминалов.

«Основная идея этого документа заключается в том, чтобы до потребителя доводилась полная информация о размере вознаграждения таким способом, который исключает неоднозначное понимание применяемых тарифов и даёт ему возможность сделать правильный выбор», - пояснила Ольга Сергеева.

Отдельный вопрос, который обозначен в «дорожной карте» и также связан с рынком платёжных услуг, - это вопрос выплаты пенсий. Анализ практики выплаты пенсий, который провело антимонопольное ведомство, показал, что у пенсионеров есть право выбора кредитной организации. Однако это право предполагает, что между кредитной организацией и территориальным отделением Пенсионного фонда России (ТО ПФР) будет заключен договор о взаимодействии по типовой форме.

«Если такого договора в момент выбора пенсионером кредитной организации нет, то наступает трёхмесячный период ожидания, в который территориальное отделение Пенсионного фонда должно заключить с ней договор, - рассказывает представитель ФАС России. - В большинстве случаев эта пауза приводит к тому, что потребители платежных услуг отказываются от выбранной ими кредитной организации, потому что не хотят ждать три месяца. На наш взгляд, такой порядок искажает конкурентные условия и не дает возможность потребителям выбрать ту кредитную организацию, которую они хотят».

В этой связи антимонопольное ведомство предлагает следующие меры. Во-первых, законодательно закрепить обязанность ТО ПФР переводить денежные средства в любой выбранный пенсионером банк без взимания комиссий вне зависимости от наличия договора о взаимодействии.

Во-вторых, законодательно закрепить обязанность банков в случае выбора его пенсионером предоставлять необходимую ТО ПФР информацию, исключив необходимость заключения договоров о взаимодействии.

В-третьих, совершенствовать порядок взаимодействия ТО ПФР и органов записи актов гражданского состояния, а также органов МВД России с использованием Единого портала государственных услуг.

«Сейчас мы обсуждаем наше предложение на площадке Правительства, готовим соответствующие материалы и надеемся, что будем услышаны», - заключила начальник Управления контроля финансовых рынков Ольга Сергеева.

Также ФАС России совместно с Центральным банком подготовили доклад по вопросу конкурентных условий формирования размера торговой уступки и ставок межбанковской комиссии при осуществлении расчетов с использованием платежных карт.

«Мы предложили сделать информацию о тарифах по межбанковским комиссиям и по ставкам эквайринга более открытой посредством создания стандарта и мониторинга его исполнения, - сказала представитель ФАС России. - На наш взгляд, это эффективное решение для развития конкуренции в сфере платёжных услуг помимо существующей системы быстрых платежей, которая также является конкурентным стимулом в этом сегменте».

Последнее, о чем рассказала в своем выступлении начальник Управления контроля финансовых рынков, - это вопрос организации приема платежей через официальные сайты федеральных органов исполнительной власти  посредством сети «Интернет», портала Госуслуг и ГИС ЖКХ. В частности, ФАС России предлагает установить единые правила организации приема платы за государственные и муниципальные услуги, услуги ЖКХ с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, а также создать прозрачные и недискриминационные условия доступа платежных организаций к оказанию платежных услуг при организации приема такой платы.

«Мы надеемся, что в результате нашей работы те барьеры, которые сейчас существуют, будут устранены, и платежный сервис будет реализовываться более удобно, как для кредитных организации, так и для потребителей», - завершила свое выступление Ольга Сергеева.

«Процесс платежа будет становиться все менее заметным для клиента»

Такое мнение высказал генеральный директор Национальной системы платежных карт (НСПК) Владимир Комлев в ходе своего выступления на пленарной сессии Форума.

Он отметил, что сегодня самым разным участникам платежного рынка требуется обмениваться друг с другом информацией в момент совершения платежа, а также до и после этого процесса, и с каждым годом растет востребованность прямого унифицированного способа взаимодействия между ними.

«Думаю, что в ближайшие несколько лет в России могут начать использоваться открытые регуляторные платежные API. И осознанным драйвером в их использовании для экономики и финансовой сферы нашей страны может стать Система быстрых платежей - это тот сегмент, где открытые регуляторные платежные API очень нужны», - сказал Владимир Комлев, отвечая на вопрос модератора пленарного заседания, какие изменения ждут платежный ландшафт нашей страны в 2024 году.

Он также отметил, что возможности Системы быстрых платежей в настоящее время остаются нераскрытыми: «Сущность СБП еще во многом не раскрыта: ни то, что собой представляет эта система, ни то, какие осознанные, нужные изменения она привнесет на рынок. Технологическая платформа СБП, позволяющая в онлайне передвигать деньги, даст потенциальное ускорение для b2b-, c2c-, g2g- и других возможных видов расчетов, что повлияет на ускорение движения денег в экономике».

В своем выступлении Владимир Комлев также подчеркнул, что платежные сервисы продолжат двигаться в сторону упрощения, а сам процесс платежа должен становиться все менее заметным для клиента: «Уже сейчас чем меньше действий мы совершаем для оплаты товара или услуги, тем больше вероятность, что платеж будет завершен».

Кроме того, сегодня становятся особенно актуальными межбанковские платформенные сервисы, которые могут создаваться на уровне государства во многих областях, например, транспорт, оплата ЖКХ и другие. При этом глава НСПК уточнил, что тот, кто создает и сопровождает ту или иную платформу, по определению не должен быть в конкуренции с теми, кому эта платформа дает возможность построения своих сервисов.

По мнению Владимира Комлева, по-прежнему большое значение будут иметь платформы лояльности, сформированные вокруг клиентского поведения, а в выстраивании коммуникаций с клиентом кэшбэк перестанет выходить на первый план: «Сегодня упоминаний кэшбэка действительно становится слишком много, и хайп вокруг его употребления будет сходить на нет, появятся новые интересные способы завоевать лояльность клиента, продвигать преимущества тех или иных продуктов. При этом сама механика кэшбэка может сохраниться».

Материал подготовила Марина Колесник

Журнал «Банковские технологии» № 12, 2019.

 

вернуться назад

Новости

Корпоративные новости

Рубрики