Технологии в платежах: что хотят и предпочитают потребители

Цифровые кошельки активно распространяются и становятся доступны пользователям по всему миру. 75% дискуссий в социальных сетях было посвящено именно этой теме — об этом свидетельствуют результаты исследования MasterСard Digital Payments Study 2017, представленные на Всемирном мобильном конгрессе (Mobile World Congress).

Более 2 млн упоминаний, 84% из них в Twitter, вызвало увеличение количества магазинов, приложений и онлайн-площадок, где принимают к оплате цифровые кошельки. Помимо возможности оплаты, пользователи хотели бы расширения функционала таких приложений: например, хранение карт лояльности или возможность оплачивать через приложение биле- ты в местном общественном транспорте.

В то же самое время, по данным MasterСard, люди все больше интересуются новыми технологиями, с которыми шопинг может стать быстрее, проще и безопаснее. Наибольшее количество позитивных комментариев посвящено теме виртуальной реальности: пользователи представляют, как легко было бы совершать покупки кивком головы. Рост популярности новых технологий, таких как искусственный интеллект и «умные» домашние помощники, — вторая самая обсуждаемая тема 2016 года.

В России в социальных сетях чаще всего обсуждали бесконтактную технологию оплаты: это связано, в частности, с появлением бесконтактных терминалов на все большем количестве станций московского метрополитена. Комментируя новые технологии, пользователи соцсетей чаще всего говорили о носимой электронике. Они обсуждали партнерские сообщения технологических компаний и поставщиков платежных услуг.

Например, в Азиатско-Тихоокеанском регионе чаще всего делились слухами об интеграции мобильных кошельков в носимые гаджеты. Интернет вещей стал горячей темой в Северной Америке (44% обсуждений) и Европе (34%). Люди обсуждали, как Интернет вещей превращается в Интернет платежей, где можно совершать транзакции с по- мощью любого подключенного устройства. В разговорах люди неоднократно отмечали, что успех новых технологий и способов оплаты будет зависеть от их защищенности и того, смогут ли они предложить лучший уровень безопасности.

Почти половина пользователей (43%) выразили интерес к биометрии и другим формам идентификации как способу повысить безопасность, снизить риск мошенничества и отказаться от традиционных паролей.

Выводы пятого ежегодного исследования MasterСard, проведенного в партнерстве с PRIME Research и Synthesio, основаны на анализе 3,5 млн постов за 2016 год в различных социальных сетях, среди которых Twitter, Facebook, Instagram, Weibo и ВКонтакте.

Удвоение безналичных платежей — за три года

По данным международной платежной системы Visa, объем транзакций растет больше, чем объем платежей: это говорит о том, что люди все больше используют карты для оплаты ежедневных покупок. Средний чек стал меньше, но при этом объем операций растет. Эксперты отмечают, что средний размер чека по премиальным картам в прошлом году снизился на 6% и составил $150. В то же время россияне стали чаще использовать такие карты для оплаты товаров и услуг за границей, общее количество транзакций увеличилось на 12%. Такие данные приводятся в исследовании VisaNet (статистика по трансграничным транзакциям по картам Visa Gold, Visa Platinum, Visa Signature и Visa Infinite без учета онлайн-платежей).

Наибольшее количество премиальных платежных карт находится на руках у москвичей — в среднем 2,2 карты. 55% респондентов владеют только одной премиальной картой, каждый четвертый — по две, еще 12% — по 3, а 4 и более карт почти у каждого десятого (9%). Россияне используют премиальные карты в основном для оплаты товаров и услуг (92%), как в обычных магазинах (88%), так и в интернете (78%).

Наличные снимают в банкоматах 60% опрошенных: это необходимо для того, чтобы расплатиться в местах, где не принимают карты. Почти каждый второй (55%) из опрошенных использует такие карты за границей, еще 51% переводят средства на другую платежную карту или электронный кошелек.

75% опрошенных путешествуют как минимум дважды в год. Чаще всего путешествуют клиенты банков с высоким уровнем дохода, в возрасте до 35 лет и женщины. Отпуск за границей (79%) востребован больше, чем в России (63%). Исследование проводилось компанией «Маграм» в сентябре 2016 г. Всего было опрошено 513 человек старше 20 лет, проживающих в Москве и других городах России, с личным доходом не менее 150 000 руб. в месяц в Москве, и не менее 100 000 руб. в месяц в регионах.

Безналичные продолжают теснить наличные?

Data Insight совместно с компанией PayPal пред- ставила результаты четвертого ежегодного исследования платежного поведения россиян в интернете. Исследование описывает актуальную картину российского рынка онлайн-коммерции и онлайн-платежей, включая портрет пользователя данных услуг. Согласно данным исследования, доля безналичных платежей сейчас превышает наличные: из 10 тыс. руб. в кошельке 6 тыс. руб. тратятся безналичными. Почти половина опрошенных россиян считает, что через 5-10 лет вовсе перестанут пользоваться наличными. По мнению экспертов, главная тенденция заключается в том, что не покупки в магазинах являются драйвером платежей, а платежи — драйвером покупок. «Каждый пятый начал совершать онлайн-платежи раньше, чем онлайн-покупки. 17% совершают только онлайн-платежи и не делают онлайн-покупок, а 30% начали совершать онлайн-платежи и одновременно делать онлайн-покупки», — пояснил сооснователь Data Insight Борис Овчинников.

В докладе отмечается, что сейчас пользователи часто осваивают онлайн-платежи раньше, чем совершают первую покупку в интернете. Исследователи обратили также внимание на интерес к онлайн-покупкам со стороны жителей малых городов, поселков и сел: несмотря на замедление общего роста интернет-аудитории, за счет них аудитория e-commerce продолжает расти.

Сейчас четверть новых пользователей онлайн-платежей живет в таких небольших населенных пунктах (менее 30 000 жителей), и у половины (51%) из них доход составляет менее 50 000 рублей в месяц на семью. Кроме того, 12% опрошенных интернет-пользователей начали совершать покупки в онлайн-магазинах лишь в 2016 году.

При этом безналичные платежи освоили почти 100% интернет-пользователей: у 99% есть платежные карты, и для платежей в офлайне их используют 98%. В основном, как выяснили исследователи, россияне используют безналичные расчеты для типовых платежей: то есть при погашении кредитов, покупке билетов, пополнении мобильных телефонов или же при покупках в интернет-магазинах.

Еще одна тенденция, на которую обращают внимание в PayPal и Data Insight, — использование смартфонов для интернет-покупок. В основном мобильными устройствами для оплаты товаров у интернет-ритейлеров пользуются россияне моложе 25 лет. Сегодня почти каждый пятый (18%) заказ в интернет-магазине оформляется со смартфона. В целом хотя бы раз за год со смартфона покупали 36% респондентов.

Также в отчете отмечается, что россияне все чаще используют интернет не только для покупок или оплаты счетов, но и для продажи своих товаров или услуг, в том числе б/у вещей, продуктов, сделанных своими руками, или же перепродажи.

К сегодняшнему дню каждый второй пользователь сети хотя бы раз продавал что-либо через интернет. Причем продают что-то через интернет чаще всего люди с доходом более 100 000 рублей на семью. В указанной группе опыт продаж имеют 71% опрошенных. Часто это люди моложе 35 лет (66%) и наиболее образованные — люди с двумя и более высшими образованиями или ученой степенью (62%). 18% продавцов заметили также, что продажа товаров и услуг через интернет — это их регулярный источник дохода.

Журнал «Банковские технологии» № 3, 2017.