Роман Черкаев: «Банки и финтех-компании выводят финансовый рынок на новый уровень»

25 Сентября 15:45

Директор департамента продаж финансовых сервисов QIWI Роман Черкаев в интервью «Банковским технологиям» рассказал, как меняются потребности банков в B2B решениях, и почему финтех все больше интересен банковскому сектору.

«Банковские технологии»: Роман, какие ключевые изменения, на ваш взгляд, происходят в банковской отрасли?

Роман Черкаев: Рынок постоянно меняется под влиянием внешних факторов. Если рассматривать ретроспективно, долгое время большинство банков было ориентировано на развитие продуктовых решений по вкладам и кредитованию. Несколько лет назад качественный спрос на банковские продукты резко снизился из-за сложной экономической обстановки в стране, и банки почувствовали необходимость в структурных изменениях бизнеса и его оптимизации. Эта задача решалась, в первую очередь, за счет снижения расходов, пересмотра продуктовых линеек и сокращения числа региональных офисов.

Сейчас общий рыночный процесс структурной оптимизации завершается, и рынок снова меняется. Мы наблюдаем интерес банков к переходу в digital-среду. Появляется и активно развивается подходящая для этого технологическая база, которая позволяет создавать новые продукты и привлекать новых клиентов. Так, технологии позволяют банкам возобновить территориальную экспансию, и многие игроки уже предоставляют услуги по онлайн-кредитованию, что позволяет им привлекать клиентов в тех регионах, где нет своих офисов.

«Б. Т.»: С чем, на ваш взгляд, связана необходимость банков привлекать внешние IT и финтех-ресурсы вместо внедрения in-house решений, и когда возникает эта потребность?

Р. Ч.: Потребность, как правило, возникает на стадии оценки проекта. Банкам нужно учитывать ресурсы и подсчитывать издержки, которые они понесут, реализуя проект своими силами. Во многих случаях in-house решения стоят дороже, чем те, что можно привлечь извне. Не менее важную роль в принятии решения играет наличие экспертизы. У многих банков нет большого опыта в разработке сложных IT решений, т.к. исторически они были ориентированы исключительно на создание классических банковских продуктов. Соответственно, привлечение IT или финтех-компаний с релевантной экспертизой позволяет запустить качественный продукт, отвечающий требованиям рынка.

«Б. Т.»: Какие продукты QIWI наиболее востребованы банками в настоящее время? С чем это связано?

Р. Ч.: Банки заинтересованы в нас как в партнере, который, во-первых, предоставляет каналы взаимодействия с физическими лицами, во-вторых, поддерживает монетизацию банковских сервисов. Уникальность QIWI как финтех-компании заключается в том, что мы предлагаем клиентам полный спектр онлайн и офлайн каналов. Мы уже давно не ограничиваемся работой с терминалами и Кошельками. Наш бизнес развивается, и в настоящее время сотрудничаем с большинством ритейлеров, предлагаем инфраструктуру системы денежных переводов CONTACT, а также охватываем основную долю рынка ДБО.

Нам доверяют как частные кредитные организации, так и федеральные государственные банки, а также российские подразделения различных международных финансовых институтов. Одним из наиболее востребованных решений на данный момент является прием платежей по любым банковским продуктам. Этот продукт помогает, во-первых, максимально расширить географию платежей физических лиц, во-вторых, предоставить клиентам банков широкий набор возможностей для онлайн и офлайн оплаты.

Второй важный для рынка продукт - это агрегаторский договор, который мы заключаем с банками России и СНГ для предоставления платежных сервисов. В рамках него мы предлагаем партнерам все популярные категории поставщиков услуг: сотовых операторов, интернет и ТВ провайдеров, ЖКХ, оплату кредитов, компьютерные онлайн-игры и многое другое. Более того, мы подключаем провайдеров услуг по запросу банков-партнеров, снимая с них дополнительную нагрузку по сопровождению. Благодаря широкому пулу поставщиков мы имеем возможность в рамках одной интеграции выводить платежные услуги во все банковские каналы, включая интернет и мобильный банк, кассы, терминалы и банкоматы. Многие клиенты банков даже не догадываются, что, например, оплата сотовой связи в мобильном банке часто производится через наш процессинг.

«Б. Т.»: В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться банковская отрасль в ближайшей перспективе?

Р. Ч.: Рынок продолжит расти, и принципиальную роль в этом сыграет потенциал финтех-сегмента. Клиенты банков имеют высокие ожидания от банковского сервиса: он должен быть удобным, быстрым, безопасным и мобильным. В связи с этим будет увеличиваться количество онлайн и мобильных банков - это будет тем конкурентным преимуществом, которое позволит не только удерживать текущих клиентов, но и привлекать новых.

Несмотря на тенденцию, направляемую крупными технологичными банками, многие игроки отрасли еще имеют устаревшую IT -инфраструктуру и нуждаются в ее обновлении. Привлечение финтех экспертизы будет решением, которое инициирует качественный скачок и рост бизнеса. Речь идет не только о крупных финтех-компаниях, но и о стартапах, многие из которых уже работают под лицензиями банков. К примеру, мы имеем большой опыт работы со стартапами и не только даем им свои сервисы, но и инвестируем в разработку по наиболее перспективным направлениям. Еще несколько лет назад многие говорили о непримиримой конкуренции между финтехом и банками, то теперь ведется все больше дискуссий о преимуществах партнерских отношений между сферами. Мы, в свою очередь, видим в этом драйвер рыночного роста.

Журнал «Банковские технологии» №9, 2019.

вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости