MARKETPLACE в теории и практике

27 Сентября 11:27

АО «ФальконФинанс» - молодая, динамично развивающаяся компания, зарекомендовавшая себя на рынке автоматизации и сопровождения финансовых услуг и продуктов. Профессиональные, инновационные решения в сфере разработки собственного программного обеспечения и многолетний опыт в финансовой сфере позволили команде АО «ФальконФинанс» создать, внедрить и развивать автономную автоматизированную среду дистанционного взаимодействия кредитных учреждений с целевыми клиентами - AS Falcon.

В интервью «Банковским технологиям» Константин Родионов (генеральный директор компании) рассказал о специфике работы этой системы и о планах по ее развитию.

«Банковские технологии»: Константин, расскажите, пожалуйста, когда и как возникла идея создать компанию? Какова специфика ее деятельности?

Константин Родионов: Не могу сказать, что идея создать компанию возникла спонтанно, скорей наоборот - это было взвешенное и абсолютно логичное решение всех ключевых участников команды, где во внимание принималось абсолютно всё: от формы собственности создаваемого общества до личного вклада в развитие. По сути, сама бизнес-среда и прямые потребности наших клиентов и партнеров подтолкнули нас к объединению усилий около 3-х лет назад. С того момента началась трудная, но интересная дорога развития, только на формирование профессиональной и, как следствие, эффективной в нашем сегменте бизнеса команды разработчиков, ушло около года.

В настоящее время специфику деятельности нашей компании можно условно поделить на две составляющие, каждая из которых требует отдельного внимания, это, безусловно, IT-сегмент, включающий поставку и сопровождение AS Falcon кредитным учреждениям (дистанционный офис), и сегмент организации прямых либо агентских продаж финансовых продуктов и услуг целевым клиентам. Это именно условное разделение для нас, как для своеобразного медиатора бизнес-процессов, именно в синергии эти сегменты дают для всех желаемый результат. С точки зрения объема и сложности программного продукта AS Falcon, в настоящий момент перевес, конечно же, на стороне кредитных организаций, ведь для Банков одна, казалось бы, простая продажа, например банковской гарантии в рамках 44-ФЗ, влечет за собой огромный комплекс последовательных регламентных действий: предварительный анализ в разных срезах, сбор документов, формирование профессионального мотивированного суждения, в некоторых случаях организация кредитных комитетов, юридически значимый документооборот с применением средств дистанционной идентификации (КЭП), формирование кредитного досье, учет в АБС Банка и бухгалтерии, последующий мониторинг и сопровождение, фиксации таймингов и внутренние управленческие аналитика и отчеты. Наряду с этим не менее важной задачей для нас является и работа с потребителями финансовых услуг: создание удобной и интуитивно простой в использовании среды личных кабинетов, дружелюбный интерфейс, возможность в рамках «одного окна» получить желаемый финансовый продукт без посредников с консультациями от наших менеджеров, системы и кредитных организаций. Немного забегая вперед, хочется сказать, что именно этой части системы в ближайшее время предстоит пройти наиболее масштабное обновление с точки зрения широты продуктового спектра: будут добавлены страховые и эмиссионные продукты, лизинг, огромный по объему и сложности блок факторинга, консультационные и обучающие сервисы от институтов развития. Внедрение в систему элементов искусственного интеллекта и машинного обучения с использованием нейросетей позволит более глубоко и детально погружаться в работу с каждым клиентом, своевременно делать экономически целесообразные предложения, выбирая оптимальных партнеров, отсекая недостоверные данные.

Мы стараемся идти в ногу со временем, учитываем тенденции рынка финансовых услуг и рынков, где эти услуги востребованы, непрерывно взаимодействуем с институтами развития и содействия МСП.

«Б. Т.»: Маркетплейс, что это, по вашему мнению, и почему это востребовано вашими клиентами?

К. Р.: Само слово или определение «маркетплейс» по сути своей уже много лет применимо в различных областях бизнеса. Для веб-проектов, по сути, это место организации торговли в реальном времени. Даже самый простой интернет-магазин любой направленности может смело называть себя «Marketplace». Могу ошибаться, но, на мой взгляд, лучше и основательнее всех в финансовом мире это, как определение или сущность, в 2017 г. утвердил Банк России совместно с ФинТех. С того же момента был взят устойчивый курс на формирование разного рода законопроектов, регулирующих деятельность медиаторов финансовых процессов, появились дополнительные требования к способам обработки и хранения персональных данных клиентов, вариативно определены способы дистанционной идентификации и верификации участников бизнес-процессов, утверждена безопасная для сторон система дистанционного заключения юридически значимых сделок, значительному пересмотру с точки зрения информационной безопасности подверглись автоматизированные системы в разрезах используемого оборудования и стека технологий. Подводя итог под вышесказанным, могу сказать, что на сегодняшний день для участников сегмента финансового рынка «маркетплейс» означает не просто интернет-магазин с видимой для пользователей частью «айсберга», а в основном его подводную часть.

Любая автоматизация, как правило, всегда направлена на благо её пользователей. В нашем случае мир уверенно двигается к тому, чтобы упростить и свести к минимуму трудозатраты наших отраслевых клиентов в непрофильном для них финансовом сегменте, в рамках «одного окна» провести автоматизированный анализ клиента и его возможностей, оперативно обработать его потребности и дать квалифицированные предложения от партнеров-участников системы, порекомендовать сопутствующие, экономически эффективные предложения. Привлекая большее число партнеров-поставщиков, изучая и внедряя в систему их продукты, методы оценки и портреты желаемых клиентов, с каждым днем мы становимся все более привлекательны для наших пользователей-потребителей финансовых услуг. Расширяя функционал, обновляя систему, мы стремимся к тому, чтобы каждый клиент, не зависимо от направления бизнеса и статуса, мог найти в AS Falcon исчерпывающее количество доступных дистанционно услуг, загрузив информацию о себе единожды в свой личный кабинет.

«Б. Т.»: В чем особенности и преимущества созданной вами системы взаимодействия пользователей-клиентов и Банков без посредников, AS Falcon? Каких результатов удалось достичь благодаря ее использованию?

К. Р.: Безусловно, каждая из автоматизированных систем, отвечающая характеристикам финансового маркетплейса, созданная собственными опытом, силами и средствами, такие как наша или системы наших коллег, по-своему уникальны и неповторимы. В архитектуре AS Falcon мы сделали упор на гибкость в индивидуальной адаптации и сопряжении системы с программными мощностями наших Банков-партнеров с одной стороны и независимую, модульную структуру платформы и сервисов, позволяющую непрерывно расширять продуктовую линейку и формировать для конечного клиента прямые или комбинированные предложения.

Часть ответа на ваш вопрос кроется в самом вопросе. Наш сервис и модель взаимодействия с пользователями действительно клиентоориентированы и мы, безусловно, даем возможность потребителям финансовых продуктов взаимодействовать напрямую с поставщиками, ставя этот принцип во главе стола. При этом мы не можем исключать из поля зрения исторически устоявшуюся в нашем сегменте модель взаимодействия поставщиков и потребителей с участием Агентов. Более того, работе с Агентами в нашей системе выделен отдельный блок, позволяющий любому юридически идентифицированному Агенту взаимодействовать с клиентами, менеджерами системы и нашими партнерами в общей автоматизированной среде, сопровождать своих клиентов, систематизировать результаты такой работы, участвовать в совместных акциях и распределении прибыли. К сожалению, на сегодняшний день в бизнес-среде статус «Агент» приобрел скорей нарицательные очертания, хотя, на наш взгляд, квалифицированный и системный агентский бизнес, существующий и довольно уважаемый во всем мире, должен и может быть востребован. Системный Агент открыт и понятен для клиента, внутри общей автоматизированной среды, в рамках четких, фиксированных правил, может только содействовать процессу. В очередной раз, забегая немного вперед, хочу анонсировать глобальные перемены в зоне функционала личных кабинетов наших Агентов.

Говоря о результатах, поймал себя на мысли о том, что на сегодняшний день мы немного, но опережаем собственные планы развития, утвержденные в начале этого года. У такого следствия приятные причины. Постоянно растет и крепнет наша команда, мы не устаем экспериментировать в работе с системой - одного из последних экспериментальных бот-менеджеров клиент не смог отличить от живого сотрудника, что не может не радовать. В целом, опираясь на мнение наших клиентов и партнеров, мы удовлетворены результатами, непрерывно растем и готовы к большему.

«Б. Т.»: С чего вообще началась история создания системы?

К. Р.: Опираясь на ваш вопрос, стоит отметить, что на старте основной задачей команды было создать автоматизированный веб-сервис и внутреннюю аналитическую систему оценки клиентов, основанную на формировании собственных баз данных, собранных и систематизированных из массы открытых источников и внутренней накопленной статистики. Задачу развивать систему, внедряя мощные автоматизированные решения для наших бизнес-партнеров, банально продиктовал спрос. В разной степени, но «Дистанционный офис», квалифицированный учет и аналитика сегодня просто необходимы в большинстве сегментов бизнеса.

«Б. Т.»: А что для вас самое главное в вашей работе?

К. Р.: Сложно выделить что-то наиболее главное, ведь мы выбрали очень непростой сегмент бизнеса, квалификация и внимание необходимы практически во всем, ведь все взаимосвязано, как в живом организме. Но с другой стороны, как и в любом бизнесе, всегда главное - это не останавливаться на достигнутом. 

«Б. Т.»: Велика ли конкуренция на рынке таких автоматизированных систем?

К. Р.: Конкуренция на рынке систем всегда будет присутствовать, и каждая в конечном итоге получит своего пользователя. Безусловно, у тех, кто самостоятельно разработал свою платформу, большое преимущество. С другой стороны, мы не стремимся с головой уйти в конкурентную борьбу, тенденции рынка говорят о том, что большинство квалифицированных маркетплейсов займут свою нишу и так или иначе смогут образовать одну общую сетевую среду. Многие банки на сегодняшний день уже внедрили и успешно эксплуатируют плоды собственных или сторонних разработок, и мы, со своей стороны, всегда готовы к двустороннему сопряжению. В практике уже реализован ряд интеграций путем настройки или разработки API.

«Б. Т.»: А что представляет собой ваша автоматизированная система для такого сегмента клиентов, как коммерческие банки?

К. Р.: Наверное, повторюсь, но всё же подчеркну, что именно банкам сегодня просто необходима автоматизация внутренних и внешних процессов. В нелегкой конкурентной банковской среде крайне важно иметь возможность удержать якорных клиентов в рамках дистанционных сервисов, не менее важна система и для организации и контроля за внутренними процессами. AS Falcon для банков представляет собой не просто среду для организации продаж, но и полностью интегрируемую с внутренним ПО банка систему, позволяющую в режиме реального времени контролировать и управлять рисками, осуществлять срочные и плановые аналитические срезы, вести непрерывный мониторинг клиентов, работать с собственной агентской сеткой и многое другое. Кроме этого, подключившись к AS Falcon, банки получают возможность с нашим участием в качестве медиатора участвовать в сложных синдицированных продажах вместе с другими нашими партнерами, среди которых, в первую очередь и в настоящий момент, опять же банки и МФО, а после грядущего в новом году масштабного обновления и страховые компании, лизинговые компании, управляющие компании, профессиональные участники фондового рынка, территориальные фонды поддержки МСП, институты развития и другие. На сегодняшний день мы успешно применяем несколько принципиальных типов подключения, из них, пожалуй, стоит выделить два основных: «базовый» - подключение и настройка занимают порядка трех дней, при этом для банков такой способ подключения является практически бесплатным, и «индивидуальный» - напротив, является более сложным по уровню внутреннего внедрения и широты функционала, в таком случае банк за срок до двух месяцев фактически получает собственный маркетплейс, что и по срокам и в стоимости примерно в десять раз выгоднее собственной разработки. Наша команда всегда охотно и оперативно взаимодействует с партнерами, от выездной презентации и коммерческого предложения до последующего сопровождения нашего программного обеспечения, включая дополнительные разработки и персональные внедрения.

«Б. Т.»: Как меняется платформа AS Falcon: в чем отличия вновь созданного поколения от уже существующего?

К. Р.: Основные цели и задачи платформы остаются неизменными. Но, с точки зрения внутреннего ядра и остальной начинки, это будет абсолютно новый программный продукт. Его разработка ведется уже около года и в ней учтены последние требования законодательства относительно ПО в бизнес-среде, стек технологий выбран исходя из последних инновационных релизов, платформа будет реализована с внедрением «искусственного интеллекта» и использованием нейросетей. Большой апдейт ждет личные кабинеты Агентов и Клиентов - юридических лиц, в разрезе внедрения новых финансовых продуктов, интерфейса и функциональных инструментов. Кроме всего прочего система обретет мощную информационно-новостную базу, отдельное внимание будет уделено повышению уровня финансовой грамотности наших клиентов. Автоматизированная система AS Falсon v. 2.0. и для банков станет более функциональной и эффективной. Огромный пласт в системе посвящен работе с физическими лицами, он на сегодняшний день остается, пожалуй, самым сложным с точки зрения организации и контроля.

В целом, приятно видеть, как активно развивается сектор IT, как гармонично он проникает практически во все слои бизнеса и социальные сферы, убежден, что и нам в этой гонке технологий ещё предстоит реализовать далеко не один проект, продолжая работать во благо наших клиентов и партнеров.

Журнал «Банковские технологии», №8, 2019.

вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости