Инновации как предчувствие

5-6 декабря 2016 г. в Алматы (Казахстан) прошел Первый Евразийский платежный форум, организованный журналом «Банковские технологии» при поддержке Ассоциации региональных банков России, Национального Банка Республики Казахстан, Ассоциации «Финансовые инновации» и Союза банков Кыргызстана. Генеральными партнерами Форума стали компания Ingenico Russia&CIS и CBS Engineering — партнер Ingenico в Казахстане. Партнером регистрации стала компания Infobip, стратегическим партнером — компания Tieto. Партнерами форума выступили UsabilityLab, НоваКард, PayB, SmartContinental и другие. За два дня в работе Форума приняли участие более 150 представителей банков из Казахстана, Кыргызской Республики, России, Узбекистана и других стран.

В первой пленарной сессии Форума, посвященной текущему состоянию и перспективам развития рынков стран ЕАЭС, выступили Денис Сальников (Ассоциация «Россия»), Алина Имангазина (Национальный банк Республики Казахстан) и Роман Прохоров (Ассоциация «Финансовые инновации»). 

Все выступающие обратили внимание на тот факт, что несмотря на устойчивый рост использования традиционных платежных инструментов, в последние годы все более заметной становится роль платежных инноваций, и ни национальные регуляторы, ни законодатели уже не могут игнорировать быстро растущий рынок финтеха. 

Роман Прохоров (Ассоциация «Финансовые инновации»), рассказывая об опыте разных стран, подчеркнул, что создание благоприятной регуляторной среды для новых платежных инструментов и схем взаимодействия участников платежных систем переходит в ранг необходимости, в противном случае мы рискуем быстро оказаться в числе отстающих. В конечном итоге, любые инновации способствуют повышению доли безналичных расчетов в розничном обороте и улучшению прозрачности финансовых рынков. 

Обсуждая перспективы развития сотрудничества между странами ЕАЭС в платежной сфере, участники согласились с тем, что текущие взаимоотношения позволяют обслуживать потребности участников межнациональных расчетов вполне удовлетворительно, и факторов, которые форсировали бы развитие платежной интеграции, пока не видно. Драйверами же этого процесса в близкой перспективе могут стать, с одной стороны, развитие национальных платежных систем, а с другой — те же платежные инновации, на базе которых могут быть созданы трансграничные инструменты нового поколения. 

Первые шаги уже делаются, в частности, соглашение о сотрудничестве российской платежной системы «Мир» и армянской Armenian Card уже подписано, и есть уверенность, что интеграция национальных платежных систем будет продолжать расширяться. Большой блок выступлений на Форуме был посвящен тому, как новые технологии меняют рынок платежей, привычки пользователей, способы взаимодействия с клиентами и создают новые вызовы и возможности для банков — традиционных игроков рынка. 

Так, Александр Бекишев (Ingenico Russia & CIS), представляя участникам новую линейку продуктов Ingenico Telium TETRA, говорил уже не просто об улучшенных эргономике, быстродействии и возможностях устройств, но и принципиально новом подходе к созданию и разработке приложений. Магазин приложений — Ingenico Marketplace — впервые анонсированный как часть глобальной платформы Telium TETRA, позволяет сторонним разработчикам создавать собственные приложения для терминалов, а пользователям — предлагать клиентам дополнительные услуги, интегрированные в традиционный платежный канал. Открывая двери для разработчиков, Ingenico следует глобальным тенденциям повышения открытости платежных платформ, поворачиваясь лицом ко все тому же рынку финтеха.

Нурлан Жагипаров (Казкоммерцбанк) поделился в своем выступлении опытом массового внедрения технологии cash-recycling на банкоматах Diebold. Ему удалось наглядно продемонстрировать, как новая технология способна поменять платежное поведение клиентов и, при вдумчивом подходе, обеспечить банкам колоссальную экономию средств — отличный пример того, как клиентоориентированность способна приводить к росту доходности. 

Азамат Кабдолов (Infobip Казахстан) предложил участникам новый подход организации коммуникаций с клиентами. Традиционных каналов, таких как SMS и USSD, уже недостаточно. С появлением в нашей жизни мессенджеров коммуникационная среда пользователей изменилась. Если сегодня банк хочет эффективно общаться со своими клиентами, имеет смысл задуматься о построении сквозной omni-канальной среды — это позволит не только всегда быть на связи, но и поможет сэкономить за счет грамотного переключения каналов. 

Зара Срапян (платежная система БЭСТ) рассказала об эволюции систем денежных переводов, основанной на том же принципе omni-канальности. Если клиенты имеют возможность пользоваться различными каналами как для отправки, так и для получения средств, это делает систему более гибкой и востребованной. 

Данила Никулин (Smart Continental) говорил о новом подходе к развитию сети банковских офисов, в основе которого лежат принципы самообслуживания и мобильности. Отделения должны ждать клиентов там, где им удобно их посещать, и концепция Street Banking Office позволяет в полной мере реализовать эту идею.

Руслан Саввотин (UsabilityLab) рассказал участникам о результатах исследования мобильных и интернет-банков, проведенного компанией в 2016 г. Исследование наглядно показало, что представления разработчиков о востребованности и частоте использования тех или иных функций далеко не всегда согласуются с реальной практикой. Единственный путь создания по-настоящему хороших решений — внимательное изучение клиентского опыта. 

Владимир Крупнов (НоваКард), говоря в своем выступлении о решениях на базе технологии NFC, выразил уверенность, что бесконтактные мобильные технологии — будущее мирового платежного рынка, и банкам следует обратить на них внимание уже сегодня. 

Антон Пухов (банк «Воронеж») предложил участникам концепцию мультисервисного универсального банка с диверсифицированной моделью доходов и услуг, основанной на использовании новых технологий, а Алия Юсупова (БИНБАНК) — новую агентскую модель развития торгового эквайринга. В целом же, все выступающие говорили о том, что платежный рынок вступил во времена быстрых и значительных изменений. Новые технологии меняют клиентский опыт, а это в свою очередь приводит к необходимости создания новых платежных технологий и инструментов. И если все участники рынка — и регуляторы, и банки, и нефинансовые игроки — будут вовремя реагировать на эти вызовы, выиграют все. И каким бы ни был реальный или мнимый количественный потенциал традиционных платежных инструментов, двигать рынок вперед теперь будут инновации.

Журнал «Банковские технологии», №11-12, 2016.