Екатерина Лозовая: «Не пренебрегайте технологиями, и ваш бизнес будет успешным!»

Раздел временно недоступен. Ведутся технические работы.

Компания Finarty (управление этим сайтом)
приносит извинения пользователям за доставленные неудобства.

Электронный адрес компании Finarty: info@finarty.ru

29 Августа 18:42

О развитии BI-индустрии, актуальных трендах, продвижении и специфике проектов в области бизнес-аналитики в России журналу «Банковские технологии» рассказала директор компании «Терн» Екатерина Лозовая.

«Банковские технологии»: Могли бы вы выделить факторы, которые в наибольшей мере определяют сейчас развитие BI-индустрии?

Екатерина Лозовая: К системам бизнес-анализа сейчас предъявляются те же требования, как и к большинству вещей и процессов, которые нас окружают: они должны быть быстрыми, мобильными и удобными. Темп нашей жизни продолжает увеличиваться - казалось бы, быстрее уже некуда, но вот появляется новое приложение или удобный сервис, позволяющий нам сэкономить несколько минут, и мы тут же вписываем в свой график ещё несколько дел. Природа не терпит пустоты. Так же происходит и с BI - времена, когда расчёт математических моделей занимал дни и специалисты уже работали над новыми гипотезами, пока проверялись старые, уже давно миновали. Вычисления в оперативной памяти и облачные сервисы, позволяющие даже арендовать суперкомпьютер, выдают результат практически моментально. Но всё же недостаточно быстро, и все крупнейшие разработчики продолжают развивать свои системы в этом направлении.

Мобильные решения - это устоявшийся тренд, которым мало кого удивишь, но долгое время был ряд ограничений, не позволявший пользоваться аналитической системой с телефона или планшета с той же эффективностью, что и на компьютере. Сейчас над оптимизацией таких приложений работают высокопрофессиональные дизайнеры и специалисты по интерфейсам, и это важная деталь, потому что аналитический отчёт на экране телефона должен выглядеть иначе, чем на большом мониторе, иначе работать с ним будет неудобно.

«Б.Т.»: Эти факторы в большей степени вызваны развитием технологий или являются следствием новых требований со стороны бизнес-пользователей?

Е.Л.: Технологии - это лишь инструмент и его популярность определяется не качеством кода, хотя это тоже важно, но тем, насколько эффективно он решает конкретную задачу пользователя. Каждые несколько лет на рынок выходят новые аналитические инструменты, причём зачастую у одного крупного разработчика есть несколько продуктов, казалось бы, решающих одну задачу. Мне приятно, что и наша компания внесла свою лепту, разработав решение «ТЕРН - Аналитика». Давайте подумаем, чем может быть вызвано подобное разнообразие?

В 2014 году в отчёте о системах BI исследовательской компании Forrester фигурировало уже около 30 вендоров, а в 2017 - 73 разработчика. В ближайшие годы эксперты предвещают очередную волну слияний и поглощений на рынке BI.

Базовые законы экономики гласят, что предложение растёт вслед за спросом, и именно эту ситуацию мы наблюдали в 2000-е. Повсеместная автоматизация производства, ERP, CRM и прочих учётных систем привела к ситуации, когда у компаний накопилось огромное количество данных, которые нужно было или как-то использовать во благо, или удалять, ведь для их сбора и хранения требовались дополнительные вложения. И никто из тех, с кем мы работали, не решился выбрать второй путь - все понимали, что данные - это крайне важный ресурс. Возможно, поэтому стал так популярен data-mining - подход, ориентированный на извлечение ценной информации из массивов данных, как драгоценных металлов из горных пород. И аналитические системы того времени решали, в первую очередь, эту задачу - собирали в аналитическом хранилище всю ценную информацию и обеспечивали специалистов пищей для размышления. Работать с такими системами человеку без технического образования и хорошего знания математики было не просто сложно - практически невозможно, если задача выходила за рамки уже сформированной отчётности.

По мере роста числа пользователей разработчики поняли, что просто создать инструмент для анализа недостаточно - с ним ещё должно быть удобно работать. И тогда начался новый виток развития BI, где гибкость, возможность простого составления произвольных отчётов и красивая визуализация вышли на первый план. Компания BI-Survey в своём опросе пользователей систем бизнес-анализа за 2018 год выделила именно эти тренды как наиболее востребованные. И если мы посмотрим на решения разработчиков, которые появились после 2000-х, то их основные преимущества базируются не столько на уникальных алгоритмах или технологических ноу-хау, сколько на удобстве работы и продуманном интерфейсе.

«Б. Т.»: Одним из рисков в любом бизнесе считается человеческий фактор. Как BI помогает снизить его?

Е. Л.: Автоматизированная бизнес-аналитика снижает вероятность ошибок, связанных с невнимательностью или усталостью, и помогает людям принимать верные решения даже в стрессовых ситуациях. Если же говорить о прямом риске, т. е. случаях, когда люди намеренно делают что-то, наносящее вред организации, то и здесь, как оказалось, инструменты BI могут прийти на помощь.

Ну и раз уж мы заговорили о системах безопасности, упомяну о таком классе наших продуктов, как аналитические мониторы. Речь идет о системах, подсказывающих сотрудникам, что нужно делать в случае возникновения критических ситуаций, когда порог риска того или иного показателя превышает допустимое значение - это может быть вирусная атака, попытка проникновения в здание, пожар, да все что угодно. Смысл аналитического монитора в том, чтобы блокировать фактор стресса или панического состояния человека, в котором он может принимать неадекватные решения просто потому, что его мозг в этот момент работает нерационально. Система подскажет ему что делать - нажать тревожную кнопку, пойти к аварийному выходу, отправить тревожное сообщение и т. д.

«Б. Т.»: А смогут ли математические методы когда-нибудь полностью заменить человека?

Е. Л.: Вопрос философский. В сущности, анализируя информацию и приходя к тем или иным выводам, человек и машина действуют схожим образом. И мозг, и компьютер рассчитывают вероятность того или иного развития событий, принимая в расчет разные внешние факторы.

Мы часто делаем это лучше, пользуясь тем, что называется интуицией, т. е., по сути, опытом, сознательным и подсознательным. Интуиция - это несомненное преимущество человека. Преимущество же машины в том, что она может проанализировать гораздо большее количество данных, просчитать больше ходов за единицу времени. Ее успех зависит от точности заложенных в нее алгоритмов анализа и скорости вычислений. Компьютеры уже умеют играть в шахматы не хуже человека, все лучше и лучше играют на бирже, предсказывают погоду и т. д., их преимущество заключается в том, что они могут проводить миллионы параллельных вычислений в секунду.

Более того, уже давным-давно придуманы методы автоматического совершенствования компьютерных алгоритмов анализа данных, позволяющие сделать так, чтобы модель на каждом следующем шаге предсказывала результат все лучше и лучше. Технологии искусственного интеллекта и нейронных сетей быстро развиваются в последнее время и находят все большее применение в практике. Конечно, заменить человека в принятии сложных решений компьютер еще долго не сможет, но и обойтись без него, особенно в бизнесе, уже нельзя. Бизнес, кстати, как и все, что придумано человеком, на мой взгляд, гораздо проще поддается анализу, чем какие-то явления, созданные природой. Взять хотя бы самого человека, его организм. Несмотря на большой прогресс в медицине, он остается очень сложной для анализа системой, постоянно преподносящей нам сюрпризы.

Но прогресс в области вычислений неумолим, и, как бы то ни было, я  уверена, что через сто лет наши потомки будут удивляться, как мы жили при таком «низком» уровне технологий, как сегодня.

«Б.Т.» Если рассматривать BI в функциональной плоскости, в каких бизнес-процессах возросло значение аналитики в последнее время?

Е.Л.: Сейчас мы наблюдаем повышение спроса на системы, в которых применяются технологии искусственного интеллекта для решения задач, связанных с прогнозированием и оценкой вероятностей: скоринг, предикативное обслуживание, управление оттоком клиентов. Но на самом деле, сейчас уже сложно представить процесс, который бы нельзя было усовершенствовать с помощью бизнес-аналитики - она уже становится привычным инструментом работы сотрудников самого разного уровня, от руководителя до рядового сотрудника.

Быстрый интернет и относительно низкая стоимость подключаемых к нему датчиков подтолкнули к развитию такой сегмент, как интернет вещей, а следом и потоковую аналитику - один из самых актуальных BI-трендов ближайшего десятилетия. Потоковая аналитика -- это не просто анализ, но и прогноз в режиме реального времени, а также неотъемлемая часть четвёртой промышленной революции (Индустрии 4.0). 

«Б.Т.» Какова роль BI в парадигме цифровой экономики?

Е.Л.: Цифровая экономика - это экономика, основанная на информационных технологиях. Естественно, о полной замене традиционной «материальной» экономики речи не идёт - по крайне мере в ближайшие века, но доля цифровых сервисов уверенно растёт. Более того, многие традиционные сервисы переходят в «цифру» и за примером далеко ходить не надо - практически все банки уходят от обслуживания клиентов в офисе к обслуживанию через интернет и приложения. Это не только выгодно с точки зрения аренды помещений, но и позволяет, как ни странно, общаться более персонифицировано. Взаимодействие с чат-ботом или приложением, конечно, никогда не заменит личного общения, но с помощью Больших Данных и аналитической системы можно улучшить взаимоотношения с клиентами: снизить число нежелательных блокировок карт и предлагать действительно нужные конкретному человеку продукты.

«Б. Т.»: Что способствовало продвижению BI в России?

Е. Л.: Как ни странно, экономические кризисы, периодически бьющие по рынку. Когда бизнес развивается экстенсивно, собственники и топ-менеджеры не слишком задумываются над тем, хорошо ли они знают своих клиентов и контрагентов, понимают, что происходит во внешней среде и т. д. Но как только наступает резкий провал, они понимают: «А ведь мы могли это предвидеть и отвести или хотя бы смягчить удар!» На протяжении всей истории компании мы видим эту закономерность: каждый кризис порождает всплеск интереса к глубокому анализу данных.

«Б. Т.»: Когда в арсенале компании «Терн» появились инструменты прогнозной аналитики?

Е. Л.: Прогнозирование развития бизнеса - это цель любой системы анализа данных, так что можно сказать, что прогнозной аналитикой мы занимаемся с самого начала нашей работы в сегменте BI. В 2003 г. мы стали партнерами компании KXEN, разработчика одного из лучших решений прогнозной аналитики на мировом рынке, который впоследствии был куплен компанией SAP. С тех пор мы реализовали огромное число проектов на базе продуктов этой компании в России.

«Б. Т.»: Сегодня и BusinessObjects, и KXEN сменили владельцев и стали частями крупнейших мировых IT-компаний. С кем вам проще работать - с непосредственными разработчиками систем или с китами рынка?

Е. Л.: Сложный вопрос. И в том и в другом случае есть свои преимущества. Небольшие (относительно) компании часто оказываются более гибкими в вопросах построения взаимоотношений, а сами разработчики - более доступными. У китов же рынка есть два неоспоримых преимущества - безупречная логистика и отличный маркетинг. Почему такой замечательный продукт, как СУБД Informix, о котором я уже упоминала, проиграл в конечном итоге значительную долю рынка Oracle? Потому что последние гораздо раньше поняли, что качество продукта - лишь половина успеха, а другая половина - его грамотное продвижение.

«Б. Т.»: Что вы считаете своим главным профессиональным достижением?

Е. Л.: Знаете, когда я открываю список своих профессиональных контактов, сформировавшийся за десятки лет работы на IT-рынке (не буду называть точное число), я действительно ощущаю наступление эпохи Больших Данных! Кому-то мы помогли улучшить бизнес, кто-то помог нам. И к любому из них я могу обратиться за советом, помощью или просто по-дружески поговорить. Ты понимаешь, что по-настоящему состоялся в профессии, когда в круге твоего профессионального общения столько друзей!

«Б. Т.»: Вы работаете в разных отраслях бизнеса. С банками работать проще или сложнее, чем с другими компаниями?

Е. Л.: Строго говоря, мы работаем не с банками, заводами или госучреждениями. Мы работаем с людьми, и в этом смысле банковский сектор выделяется очень высоким профессионализмом сотрудников. Начиная сотрудничество с банком, мы всегда можем рассчитывать на общее понимание стоящих перед нами задач, и знаем, что сможем говорить на одном языке. С точки же зрения логики задач, банковский сектор - один из самых сложных, вы верно отметили, что весь этот бизнес строится на анализе и управлении рисками. А еще банковский бизнес настолько тесно переплетен сейчас с IТ, что понять, где кончается одно и начинается другое, подчас невозможно. Так что в банках мы в прямом смысле интегрируем решения BI непосредственно в сердце бизнеса и именно в банковской сфере выполняем самые сложные и интересные проекты.

«Б. Т.»: Где учат специалистов по бизнес-аналитике? Откуда банкам брать новые кадры?

Е. Л.: Сейчас это направление появилось во многих вузах, но лучшей школой я считаю Московский университет. С факультета вычислительной математики и кибернетики, с экономического факультета приходят на самом деле знающие ребята, восприимчивые к новым идеям.

«Б. Т.»: Компания «Терн» - молодая? Специалистов какого возраста больше в вашей команде?

Е. Л.: Примерно пополам. Молодежь - это знание новых математических методов и инструментов, умение быстро программировать, способность генерировать неожиданные идеи. Ну а представители старой школы - это опыт, устойчивость к любым стрессам, умение уравновешивать слишком бурные порывы молодежи, которые могли бы завести нас не в ту сторону. У нас очень гармоничная команда, в которой не любят слово «проблемы». Мы говорим - задачи, и умеем их решать.

«Б. Т.»: Что бы вы пожелали нашим читателям в это непростое для бизнеса время?

Е. Л.: Время на самом деле непростое. И дело даже, в большей степени, не в сложной экономической ситуации, а в том, что мир развивается все быстрее, данных становится все больше, и ориентироваться в этой стремительно расширяющейся цифровой вселенной все сложнее. Интуиция - это важнейшее свойство человека, позволяющее ему принимать верные решения, но сегодня ее уже не достаточно. Все большую роль в принятии решений играют технологии. Не пренебрегайте ими, и ваш бизнес будет успешным!

 

Журнал «Банковские технологии», №7, 2018.

вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости