Эффективные инструменты автоматизации обязательной отчетности в условиях сложной IT-архитектуры

Раздел временно недоступен. Ведутся технические работы.

Компания Finarty (управление этим сайтом)
приносит извинения пользователям за доставленные неудобства.

Электронный адрес компании Finarty: info@finarty.ru

15 Мая 09:00

Подготовка обязательной отчетности - комплексный процесс, требующий корректной и полной базы данных и эффективных инструментов ее автоматизированной обработки. Корректность и полнота данных в базе обеспечивается, как правило, за счет предусмотренных стандартных бизнес-процессов в АБС банка. Так что, при условии штатного ведения бизнеса в системе, данные «по умолчанию» считаются качественными и соответствующими реализованной в рамках данной системы логике расчета отчетности. В данном случае проблем с расчетом, как правило, не возникает.

Проблемы формирования отчетности

Выполнение контроля, обеспечивающего достоверность итоговых данных, схождение остатков и оборотов в разных отчетных формах - важная часть процесса подготовки отчетности. Подход к решению этого вопроса может быть различным - от полной автоматизации процессов контроля, до «полуручной» проверки с помощью стандартных средств из офисного пакета Microsoft.

Сборка отчетности усложняется в случаях, когда бизнесы банка ведутся в нескольких автоматизированных системах, не имеющих общей базы данных. Актуальной становится проблема сведения данных в единую модель, обеспечения ее полноты, оперативного обновления измененных первичных данных и автоматизация контроля качества модели.

Решения, построенные на базе универсальных хранилищ данных, требуют большого количества времени и средств на внедрение, а также последующее сопровождение.  Кроме того, формирование обязательной отчетности - важная, но, тем не менее, весьма узкая задача, не использующая на все 100% ресурсы промышленных неспециализированных корпоративных хранилищ данных.

Также стоит упомянуть, что при проектировании любого решения по консолидации данных для целей отчетности, необходимо учитывать существующие тренды в требованиях ЦБ РФ, что, конечно же, не может быть не учтено производителями универсальных хранилищ и требует дополнительных ресурсов как от заказчиков, так и от разработчиков таких решений.

Время пришло

Обозначим основные тренды в технологической поддержке в банках процессов подготовки обязательной отчетности, наметившиеся сегодня.

Первый тренд - решения, построенные на исключительной привязке к формам отчетов, используемые в большинстве существующих промышленных решений по подготовке отчетности, утрачивают актуальность

Это явно следует из стремления Центрального банка России внедрить прямое взаимодействие и передачу информации от коммерческих банков с использованием языка XBRL. Для пользователей это означает плановый переход на новый формат взаимодействия с регулятором в течение трех-четырех лет.

Второй тренд - с учетом увеличивающегося объема хранимой и обрабатываемой информации (персональные данные, биометрия и т.д.), а также с введением в российскую практику новых стандартов международного учета и оценки рисков (МСФО 9 и другие стандарты), повышаются требования к производительности систем расчета отчетности и обработки данных. Длительность процесса подготовки отчетов от момента формирования базы до момента получения конечного результата в виде рассчитанной и проконтролированной формы является критичной для банков, которые контролируют свои риски и строго соблюдают нормативные указания Банка России.

Ответом на данные вызовы могут стать технологически современные, специализированные и простые во внедрении и сопровождении решения для подготовки регуляторной отчетности.

Отчетность 2.0.

Компания ЦФТ разрабатывает такой инструмент с 2017 года. В текущем 2018 году мы сможем предложить нашим клиентам эффективное решение для подготовки обязательной отчетности в компаниях финансового сектора - банки, страховые, инвестиционные компании, работающих с несколькими автоматизированными системами. Наше решение также будет интересно тем, кто стремится повысить эффективность процесса подготовки отчетности и решить вопросы с рисками контроля и перехода на XBRL в будущем.

Новое решение ЦФТ в качестве основы использует высокопроизводительную аналитическую МРР-СУБД и не связано с другими платформами и решениями компании.  Прикладная часть нового решения реализуется в концепции микросервисов.

Такой подход обеспечивает ряд преимуществ:

  • Система линейно масштабируема и дает высокую степень гибкости в управлении серверными ресурсами;
  • Архитектура позволяет обновлять функционал системы без остановки, а также выпускать независимые обновления для разных компонент;
  • Применяемая СУБД менее требовательна к оборудованию, имеет высокую степень доступности и надежности, идеально подходит для аналитики над витринами данных;
  • Упрощается разработка и развитие функционала, обеспечивается более быстрое и дешевое внедрение новых возможностей;
  • Используемая СУБД обеспечивает полноценное колоночное хранение со всеми его преимуществами и скоростью аналитики над данными, а также простоту изменения структуры данных.

Технологически новая отчетность ЦФТ имеет все необходимые функции для эффективной консолидации данных из нескольких источников, их трансформации и контроля, для последующего расчета любых показателей, используемых в обязательной отчетности.

Микросервисная архитектура позволяет упростить разработку, что позволит ЦФТ более оперативно поставлять клиентам изменения функционала, в том числе по нормам законодательства. Сам график обновлений может быть гибким, обеспечивая обновление каждой компоненты в отдельности в свое время, а не системы в целом.

Внедрение? Это просто!

Одним из основных вопросов, которые мы ставили при разработке решения, был вопрос производительности. Этот вопрос был решен благодаря реализации принципа витрин данных, смене используемой СУБД, применению языка Java для прикладной части системы, правильной организации потоков данных, а также стримминговой платформы Apache Kafka.

Система разворачивается и масштабируется за счет применения из экосистемы Docker. Для каждого микросервиса имеется отдельный docker-образ и поэтому, чтобы получить новое решение клиенту требуется организовать у себя среду исполнения, загрузить из реестра ЦФТ соответствующие образы и запустить их на заранее подготовленной инфраструктуре. Это упрощает внедрение и эксплуатацию нового решения ЦФТ.

Все данные - под рукой

В стремлении повысить удобство для пользователей был реализован интерфейс в виде одностраничного веб-приложения (single-page application), написанного на языке Javascript и загружаемого в браузере пользователя.  Интерфейс прост в исполнении и удобен для работы с большими объемами данных. При этом все необходимые для пользователя данные: детализации, расшифровки расчета, информация о включенных и не включенных в отчет данных, находится под рукой - в интерфейсе системы.

Новый подход позволяет клиентам реализовывать дополнительные микросервисы самостоятельно - для учета нюансов и неоднозначных трактовок нормативных актов, в соответствии с принятой у клиента практике.

Дешевле, проще, эффективней

Поскольку Отчетность 2.0. является специализированным решением - его эксплуатация намного дешевле и проще альтернативных систем, построенных на базе промышленных корпоративных хранилищ данных.

В то же время программный продукт, который ЦФТ сегодня анонсирует и в скором времени начнет предлагать своим клиентам, обеспечивает решение следующих задача:

  • Построение отчетности для Центрального банка России по данным из нескольких автоматизированных систем
  • Снижение ресурсных, временных и денежных затрат финансовых организаций на подготовку обязательной отчетности
  • Подготовка платформы для перехода на взаимодействие с ЦБ РФ по стандарту XBRL
  • Создание универсальной платформы для формирования регуляторной отчетности и отчетности по МСФО (в перспективе).

Мы уверены, что новое решение ЦФТ позволит банкам перевести бизнес-процессы подготовки обязательной отчетности на качественно новый уровень.

Приглашаем обсудить ваши бизнес-задачи и вместе найти эффективный способ их решения.

Присылайте ваши вопросы на адрес: a.charkin@cft.ru (Александр Чаркин,

коммерческий директор дирекции «Отчетность», ГК ЦФТ).

Александр Чаркин,

коммерческий директор дирекции «Отчетность», ГК ЦФТ

e-mail: a.charkin@cft.ru

 

Журнал «Банковские технологии», №4, 2018.

вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости