Дистанционный банкинг в России: на шаг впереди

03 Декабря 13:23

Алексей Осипов, исполнительный вице-президент Compass Plus

Слово «банк» произошло от итальянского banco  так в эпоху Возрождения называли скамейку, на которой итальянские торговцы раскладывали монеты и проводили различные финансовые операции. Промышленная революция способствовала тому, что скамейки превратились в целые банковские отделения, а теперь свои радикальные изменения в банковскую сферу вносит уже цифровая эра.

Мобильный и интернет-банкинг находятся на пике своей популярности  большинство российских потребителей пользуются данными услугами ежедневно. Согласно недавнему исследованию компании Deloitte and ID Finance, Россия является одним из пяти крупнейших рынков цифрового банкинга в Европе. Продолжающаяся цифровизация финансовых услуг является мировой тенденцией, которой стараются следовать все ключевые игроки рынка.

Текущее состояние дистанционного банкинга в России

Цифровизация российской финансовой индустрии началась в конце 1990-х — начале 2000-х гг., когда большинство населения получило доступ к Всемирной паутине. Пользователям предлагались простые банковские интерфейсы для проверки баланса и истории транзакций, выполнения переводов и т. д.

В наши дни, по данным исследования ВЦИОМ, проведенного в апреле 2019 г., 61% россиян чаще совершают переводы, платежи и другие банковские транзакции посредством дистанционных каналов обслуживания, 12% используют онлайн- и офлайн-каналы и только 9% опрошенных регулярно обращаются для проведения стандартных банковских операций в отделения.

В ближайшем будущем ожидается еще больший рост числа пользователей дистанционных банковских услуг.

«Коммерсант» проанализировал данные 23 крупных банков: за последние 3 года доля клиентов, предпочитающих использовать цифровые сервисы, в среднем увеличилась в 1,5–2 раза, а у отдельных игроков число пользователей подобных услуг выросло более чем десятикратно. Во всех опрошенных банках отметили, что мобильное приложение является наиболее популярным способом удаленного доступа к банковским услугам.

Отсутствие — в большинстве случаев — унаследованной архаичной digital-инфраструктуры и внедрение новых платформ позволили российским банкам быть более гибкими в своих продуктовых предложениях, быстро адаптироваться к рыночным тенденциям и в кратчайшие сроки предлагать жителям различных регионов России самые современные сервисы ДБО: от заказа банковских карт через мобильное приложение до мгновенных P2P-переводов по номеру телефона и онлайн-чатов, доступных 24/7. Востребованность этих услуг у населения подтверждают данные проведенного в 2018 г. опроса ЦБ: почти 60% совершеннолетнего населения страны имеют доступ к цифровому банкингу, причем большинство управляет своими деньгами с помощью мобильных устройств.

Что ждет банковские отделения?

Аналогично ситуации на многих других локальных рынках, российские банковские отделения переживают серьезную трансформацию. Согласно данным Центрального банка России, в 2018 г. закрылось 3500 банковских филиалов, в итоге их общее число составляет теперь чуть менее 30 000. Эта тенденция наблюдается с 2014 г. — с тех пор банки закрыли более 13 000 своих отделений по всей стране. В ближайшем будущем ожидается ликвидация еще 15–20% филиалов, что, к слову, отчасти связано и со стратегией Центрального банка России по очищению финансового пространства страны — путем отзыва лицензий у финансовых организаций, которые близки к банкротству или не соответствуют стандартам регулятора.

Маловероятно, что банковские отделения исчезнут полностью, однако сдвиг в сторону цифрового банкинга вызвал значительные изменения и в банковском обслуживании. Например, во флагманских отделениях одного из крупнейших банков страны стало значительно больше пространства для индивидуальных консультаций, а также появилось множество терминалов самообслуживания, которые позволяют самостоятельно вносить и снимать наличные средства, осуществлять переводы, оплачивать коммунальные услуги и т. д.

Что дальше?

Сегодня, когда все больше финансовых институтов внедряют новые сервисы ДБО и перепрофилируют свои отделения, цифровой банкинг является не только каналом предоставления клиентам дополнительных банковских услуг, он становится трендом, полностью меняющим облик современного банка и подходы к обслуживанию клиентов, переводя традиционные услуги по работе со счетами, картами, жалобами клиентов и т. д. в виртуальную среду, независимо от того, на каком устройстве предоставляются такие сервисы и где в данный момент клиент находится физически.

 

Имея 30-летний опыт работы в индустрии электронных платежей, Compass Plus серьезно относится к своему статусу. Главная цель компании — предоставить финансовым институтам все необходимые инструменты для повышения производительности платежного бизнеса. Compass Plus предлагает программные решения и полную поддержку, позволяющие клиентам улучшить их бизнес-результаты и получить максимальную отдачу от инвестиций в технологии.

Журнал «Банковские технологии» №11, 2019.

вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости