Что ожидать на рынке эквайринга в ближайший год

Каждые 10 лет рынок безналичной оплаты претерпевает глобальные изменения. Только за последнее время Samsung Pay и Apple Pay атаковали мир пластика, бесконтакт стремительно завоевывал умы пользователей, мерчанты стали главными покупателями банковских терминалов, а путь развития мобильных POS-терминалов (mPOS) привел к тому, что они стали узкоспециализированными решениями. На сегодняшний день на рынке российского эквайринга отчетливо прослеживаются четыре тренда: 

1 Активное развитие NFC 

Самый заметный тренд последних нескольких месяцев — активное развитие NFC. Вокруг этой темы внимание банковского сообщества было сосредоточено давно, и сегодня мы можем наблюдать самый настоящий расцвет бесконтакта. Тенденцию поддерживают и мировые платежные системы, в частности MasterСard и Visa, которые оперативно подготавливают технологические решения для запуска новых проектов на этой базе. 

Набирающий обороты переход от физических карт к NFC-носителям обусловлен тем, что потенциальный потребитель уже привык к тому, что не надо ничего никуда «пихать» или что-то «катать» — достаточно просто поднести карту/телефон к терминалу. 

Безусловными драйверами этого процесса выступают платежные сервисы Samsung Pay и Apple Pay. Россия для этих систем — один из самых подготовленных рынков в плане развивающейся инфраструктуры, это подтверждают следующие факторы: 

Во-первых, по доле эмиссии пластиковых карт с бесконтактным модулем от общего числа карт мы опережаем Европу и Америку. 

Во-вторых, по уровню оснащения рынка терминалами с бесконтактным модулем мы лидируем уже на протяжении нескольких лет в Европе и мире. На текущий момент, по экспертной оценке, уже порядка 500 000 «боевых» устройств оснащены бесконтактным модулем и это число увеличивается с каждым месяцем. 

В-третьих, с 1 января 2017 г., согласно требованиям МПС, ни один банк не может ввести в эксплуатацию терминал без поддержки NFC. При этом не стоит забывать про огромную сеть оборудования, установленную до 2016 г., в отношении которой сейчас ведется планомерная работа по замене. Если раньше было много проектов с использованием именно бесконтактных карт, банковских или специально выпускаемых под проект («Тройка»), то теперь приходится учитывать растущую долю пользователей телефонов с NFC, а значит, необходимо не просто выпускать карты, но и приложения для телефонов, или стыковать свои карты с уже имеющимися приложениями, умеющими использовать NFC-телефон. Кстати, тот же Samsung Pay работает и с терминалами без поддержки NFC, по технологии MST эмулирует ввод карты на магнитном считывателе. 

Стоит отметить, что при раскручивании новых зарубежных платежных сервисов, российская разработка «Кошелек» уже более 3 лет успешно работает на рынке, куда только начинает заходить Apple Pay и Samsung Pay. Конечно же, у Apple Pay и Samsung Pay есть свои «технологические» ресурсы для конкуренции с «Кошельком», да еще и выход Android Pay не делает жизнь российской платформы легче, но из-за того, что они были первыми в РФ, плюс, помимо банковских карт, умеют хранить и работать с дисконтными картами, у ребят очень хорошие шансы не проиграть борьбу с мировыми монстрами. 

В целом это все приведет рынок к интересному сражению за потребителя между разными Pay’ами. Очень хотелось бы, чтобы российские разработчики не потерялись в нем.

 2 Увеличение объемов поставок терминалов мерчантам напрямую

Мы движемся в сторону европейской и американской моделей эквайринга, когда банки не являются держателями оборудования и не несут затраты на его покупку, обслуживание и сопровождение. Все это позволяет не закладывать эти суммы в процентную ставку эквайринга и делать более выгодные тарифы для средних и малых торговых предприятий. В этом случае большое значение имеют совместные программы поставщиков оборудования и банков для мерчантов, в которых в разных пропорциях рассчитывается стоимость терминала, процентная ставка, оплата за обслуживание и т. д.

Так как эта модель новая для нашей страны, то и пока говорить о сложившихся технологиях и устоявшихся правилах игры нельзя. Все формируется с набиванием шишек, совершением ошибок и открытий, но поступательное движение есть. Если по экспертным оценкам в 2015 г. было продано порядка 15 000 терминалов по партнерским программам, то в этом году можно говорить о двухкратном росте количества таких клиентов.

3 Фокус mPOS решений на своих нишах

Вопреки ожиданиям участников рынка, некогда предсказывавших большое будущее mPOS, на деле использование этих решений не оправдало прогнозов. Агентские схемы продаж эквайринга почти вытеснили mPOS-решения из среднего и малого сегмента мерчантов. В свою очередь они активно и очень хорошо работают со страховыми агентами, службами доставки и микробизнесом. Такому положению дел способствуют несколько факторов:

● Рост стоимости mPOS-решения. Если раньше они стоили 25 долл., то теперь под 100–150 долл., а основные игроки стандартных решений Verifone, Pax и Ingenico видят тенденцию и стараются сделать сопоставимое по цене решение, но при этом обладающее всеми характеристиками классических пинпадов, например пинпад PAX D200.

● Отсутствие инфраструктуры для mPOS, а именно малое количество кассовых рабочих мест на планшетах и телефонах. И вот здесь мы переходим к следующему тренду.

4 Масштабное переоборудование парка фискальной и кассовой техники

Учитывая, какие изменения сейчас происходят в фискальном законодательстве, в частности 54-ФЗ, где говорится о необходимости передачи фискальных данных в ФНС в режиме онлайн, мерчантам предстоит масштабное переоборудование парка фискальной и кассовой техники. Появилось много компаний на рынке, которые предлагают решения, позволяю- щие не просто перейти на онлайн-фискализацию, но сделать апгрейд бизнесу и повысить эффективность товароучета компании. Среди заметных игроков: Эвотор, i-Retail, Дримкас, Мерката, ModulPOS, Neemble, Cassby и др. Многие из них используют планшеты в своей основе и, казалось бы, вот она — отличная платформа для mPOS. Но на практике оказывается, что удобнее этим кассам работать со стандартными банковскими пинпадами, при соединении по проводу, так как работа на кассовом узле диктует свои правила:

● Касса стационарна, поэтому пинпад должен крутиться, или постоянно лежать развернутым к клиенту.

● Беспроводное соединение не надежно, а скорость обслуживания клиентов на кассе очень важна, терминалы, подключаемые по проводу, показывают гораздо лучшие результаты.

И еще множество технологических нюансов, связанных с работой терминалов напрямую с банковским хостом или через промежуточный авторизационный сервер. При этом, на мой взгляд, сейчас будет активное развитие данных решений в связке с банком и поставщиком терминалов. Как рынку, так и кассовым компаниям с банками нужны решения, которые гармонично будут уживаться с переходом к уже упомянутой европейской и американской модели эквайринга. В этом случае мерчант будет приобретать не просто «терминал для эквайринга», а целый комплекс по автоматизации своего бизнеса: эквайринг, фискальную часть и товароучетную систему. 

О том, что это будет востребовано, говорит успешный опыт компании INPAS по реализации решения IRAS900K. Мы создали фискальное решение для мобильной торговли на базе банковского пинпада PAX S900, которое сочетает в себе сам пинпад, встроенный фискальный регистратор и ПО, позволяющее вести номенклатурный учет, маршрутные листы курьеров и проч. 

В ближайший год мы увидим активное продвижение подобных решений на рынок, как со стороны кассовых компаний, так и банков в составе своих пакетов решений для мерчантов. Скорее всего, в среднесрочной перспективе развитие данного класса решений пройдет по сценарию развития рынка mPOS, от большого количества игроков к малому — кто-то объединится, кто-то уйдет с рынка, кто-то трансформируется во что-то другое. Останется 3–5 игроков. Если же кратко подвести итог, то в ближайшее время нам предстоит наблюдать:

● Активное развитие NFC. Переток пользователей от физических карт к NFC-носителям. ● Увеличение объемов поставок терминалов напрямую мерчантам, развитие партнерских программ по продажам банковских услуг мерчантам, агентские схемы продаж услуг эквайринга.

● Слияние кассовых решений с решениями для эквайринга. Как бы ни пошло развитие, в ближайшие год-два нас ждет много интересного

Журнал «Банковские технологии» № 11-12, 2016