ПАРТНЕРЫ 2018


NFC LIVE 2018

NFC: доступно всем, востребовано многими

Бум бесконтактных платежей состоялся, но еще не достиг апогея -- так можно сформулировать коллегиальное мнение участников IV международного форума NFC LIVE Moscow 2018, который прошел 4-5 апреля.

Бесконтактные коммуникации

Популярность технологии NFC (Near Field Communications) у российского потребителя значительно возросла за последний год благодаря распространению бесконтактных платежных сервисов Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay (ранее Android Pay). Продолжает увеличиваться эмиссия бесконтактных банковских карт, а также парк POS-терминалов с поддержкой NFC. Игроки рынка реализуют перспективные кейсы в различных сферах: транспорте, телекоме, кампусных и региональных проектах. Проходивший на этом фоне IV международный форум NFC LIVE Moscow 2018 подтвердил свой статус ведущего коммуникационного события по тематике бесконтактных платежей.

О значимости мероприятия свидетельствует и круг его партнеров -- компаний, задающих повестку и темп развития NFC-рынка. Форум поддержали международная платежная система Mastercard, процессинговый центр КартСтандарт, вендоры оборудования и программного обеспечения Лантер, Скантек, ISBC, TSYS, Алиот, оператор транспортной системы Ситикард.
 

 

 

Бесконтактное лидерство

На начало 2018 года Россия занимает первое место в мире по числу токенизированных транзакций -- такие подсчеты сделали аналитики платежной системы Mastercard. Усилия российских банков и вендоров по «обесконтачиванию» платежного пространства оказались весьма результативными, причем роль компании Mastercard в этом процессе трудно переоценить.

Платформа MDES (Mastercard Digital Enablement Service) позволила воплотить успешную технологическую и бизнес-модель мобильных Pay-сервисов, которая до этого несколько лет никак не могла обрести нужную форму. Начиная с 2016 в течение всего 8 месяцев на рынок выплыли сразу «три кита» мобильных платежных сервисов -- так называемых OEM Pays (Apple, Samsung и Google Pay), каждый из который использует функционал токенизации платформы MDES.

Любая карта может быть «оцифрована» в мобильном устройстве для обеспечения повсеместного платежного опыта -- эту цифровую стратегию Mastercard де-факто поддержала вся платежная индустрия. Российский рынок финансовых сервисов (как со стороны потребителей, так и бизнеса), считается восприимчивым к digital-инновациям, что нашло подтверждение и в части распространения бесконтактных платежей. Помимо упомянутого лидерства по числу токенизированных транзакций, можно отметить, что уже более 50 российских банков реализовали сервисы на платформе MDES.

Алексей Родионов, компания «НоваКард», в своем выступлении поделился некоторыми аналитическими выкладками о состоянии национальной NFC-экосистемы. Доля беcконтактных платежей по мобильным сервисам OEM Pays в общем объеме транзакций по картам крупнейших банков составляет, по разным оценкам, от 3 до 6%. При этом банки отмечают устойчивый рост таких транзакций. По данным Сбербанка, ежемесячный прирост операций происходит на уровне 20%; клиенты ВТБ увеличивают объём платежей на 20–30%. Платежный сервис «Яндекс.Деньги» во втором полугодии 2017 года зафиксировал увеличение числа бесконтактных платежей в Санкт-Петербурге на 46%.

Тезис о растущей популярности NFC подкрепляет и статистика ритейла. Так, по данным «Коммерсанта», в прошлом году существенно вырос объем бесконтактных платежей в розничной торговле. Торговые сети бытовой техники и электроники оценивают рост в 3 раза, а продуктовый ритейл -- в 7 раз, причем до половины транзакций совершаются с помощью мобильных OEM Pays.

 

Бесконтактный либерализм

Кошельки «цифровых гигантов» сформировали и играют ведущую роль на рынке бесконтактных платежей, но отнюдь не монополизировали его. Возможность создавать платежные NFC-сервисы и продвигать их для своей аудитории, воплощать перспективные нишевые кейсы, существуют в том числе для небольших игроков.

Облачное решение MSBP (Mastercard Cloud-Based Payments), компонента платформы MDES, позволяет банкам-эмитентам не только работать с ведущими Pay-сервисами, но и создавать собственные кошельки. В рамках совместного проекта Mastercard и группы компаний ЦФТ на базе MSBP MDES были реализованы 2 мобильных приложения, оперирующих токенизированными картами РНКО «Платежный центр».

Более того, процессинговый центр «КартСтандарт», входящий в группу компаний ЦФТ, предложил своим банкам-партнерам готовое решение для создания собственных мобильных кошельков. Для этого используется Payment Application Server (PAS) -- сервер на стороне КартСтандарта, который является единой точкой входа на платформу MDES для решений ЦФТ. PAS обеспечивает поддержку Mobile Payment Application (MPA), управление учетной записью пользователя, и непосредственно интеграцию с MDES. Собственное платежное Android-приложение (MPA) вендора, реализованное совместно с Faktura.ru, поддерживает полный цикл работы с бесконтактными платежами, и может быть кастомизировано под запрос конкретного банка.

Типовое сертифицированное решение позволяет значительно облегчить запуск NFC-продукта в банке, и уже успешно апробировано партнерами КартСтандарта, в числе которых Совкомбанк, Примсоцбанк и Банк Левобережный. «Сделано один раз, доступно всем, востребовано многими» -- такая концепция «облачного» NFC-кошелька от КартСтандарта дает реальный шанс банкам быстро войти и закрепиться на рынке бесконтактных платежей.

.

Бесконтактный транспорт

Одно из самых «горячих» направлений NFC-платежей -- общественный транспорт. Держатели бесконтактных банковских карт уже хорошо осведомлены и привыкли совершать покупки в одно касание в различных торговых предприятиях, и готовы делать это на транспорте, -- так формулирует предпосылки развития транспортных платежей компания Mastercard.

Исторически для создания транспортных платежных систем использовались бесконтактные карты стандарта Mifare. Такие системы, обладая своими преимуществами и недостатками, продолжают превалировать в сегменте безналичной оплаты на транспорте. Однако оплата проезда с помощью бесконтактной банковской карты и смартфона становится трендом в России, уверены в Mastercard. Причина очевидна -- карта или мобильное приложение, которые априори есть у потребителя, делают такой способ оплаты наиболее удобным и быстрым. Отпадает необходимость покупки разового билета, оформления и пополнения транспортной карты и т.п.

Оборот платежей по банковским картам на транспорте удваивается каждые 2 месяца, поделился статистикой Алексей Макаров из Сбербанка. В марте 2018 года количество поездок достигло показателя 2,2 млн. Присутствие Сбербанка в транспортных проектах охватывает 30 городов (от Краснодара до Петропавловска-Камчатского) и более 15 тысяч транспортных средств. В качестве главного драйвера роста спикер называет эмиссию бесконтактных карт, их доля в общем объеме выпущенных Сбербанком карт достигла 26%.

Доля банковских карт в общем объеме оплаты проезда пока невелика, впрочем, это можно расценивать как наличие потенциала для дальнейшего распространения. Нижегородский метрополитен показывает наиболее выразительные результаты в части платежей по картам: на их долю приходится уже 9,3% оплаты поездок. Важную роль в этом успехе сыграла компания «НоваКард» и ее дочерняя структура «Ситикард» -- оператор одноименной транспортной системы. Проект, реализованный в Нижнем Новгороде на принципах государственно-частного партнерства, охватывает не только наземный транспорт, но и оплату канатной дороги, парковок, пригородных поездов.

Представитель Сбербанка также рассказал о результатах эквайрингового проекта в общественном транспорте Краснодара. Начиная с запуска в июне 2017 года, за полгода доля карточных платежей достигла 3,6%. За это же время сформировалось ядро лояльной аудитории -- пассажиров, которые оплачивают в месяц более 25 поездок. Их доля составляет 7% относительно всех клиентов, воспользовавшихся картой для оплаты транспорта, и продолжает расти.

Бесконтактные инновации

Операторы сотовой связи все активнее претендуют на роль поставщика финансовых сервисов. Один из ярких продуктов, появившийся на рынке в прошлом году -- обновленное приложение «МТС Деньги». Финансовый сервис от МТС значительно расширил свой платежный функционал, позволил пользователю оперировать несколькими источниками денег (средства на мобильном счете, привязанные банковские карты, собственный кошелек). Реализован и полноценный NFC-функционал: поддержана токенизация банковской карты непосредственно из приложения (in-app provisioning), доступна возможность бесконтактной оплаты даже при заблокированном экране смартфона.

Мобильный оператор Мегафон сделал свой сильный ход в части бесконтактных платежей: в марте 2018 года его абоненты получили возможность связать свой мобильный счет с аккаунтом Apple Pay. Таким образом, оплачивать покупки в обычных и интернет-магазинах, мобильных приложениях (поддерживающих Apple Pay) стало возможно непосредственно с баланса сотового телефона. Эмитентом виртуальной карты выступает банк «Раунд», ее выпуск и обслуживание происходит автоматически, без видимого участия пользователя.

Другие перспективные направления, которые могут придать дополнительный импульс рынку бесконтактных технологий и платежей – носимые устройства и интернет вещей (IoT). В обзоре рыночных трендов, представленном Mastercard, приводится прогноз: к 2020 году ожидается появление 20.8 млрд разнообразных подключенных устройств. Это означает, что к этому времени средняя семья будет владеть примерно 50 устройствами с подключением к интернету (по сравнению с 10 девайсами сегодня). Уже сейчас участники рынка запускают первые проекты с нестандартными носителями (брелоки, кольца), фитнес-браслетами – так, в конце 2017 года в России был запущен сервис Garmin Pay. На первом этапе поддерживается работа с картами Сбербанка, Райффайзенбанка, Тинькофф Банка и Альфа-Банка.

Носимые устройства -- высокосегментированный рынок, отмечается в материалах Strategy Analytics, то есть довольно мелкие игроки обеспечивают 55% поставок, при этом отличаются быстрыми показателями роста. Ожидается появление на рынке новых игроков из смежных сегментов: производители спортивных товаров, часов, индустрии моды. Помимо прочего, это означает, что новый рынок открывает возможности для новых стартапов, а также небольших нишевых платежных сервисов и банковских игроков.

Еще один перспективный кейс -- использование смартфонов (или других девайсов с поддержкой NFC-интерфейса) как альтернативы традиционному POS-терминалу. Такие изыскания ведет, в частности, компания Samsung совместно со стартапом Mobeewave. Если партнерам удастся реализовать эффективную бизнес-модель, это может стать началом масштабного передела многомиллиардного рынка терминального оборудования.
 

 


ИТОГИ

Итого IV международного форума NFC Live 2018

Презентации 2018

Итоги III международного форума NFC Live 2016

Презентации 2016

Итоги II международного форума NFC Live 2015

Презентации 2015


УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

 

Бесплатно

Стоимость участия для представителей банков (за одного участника)
 

25 000 руб.

Стоимость участия для представителей компаний, предлагающих продукты, решения и услуги для платежного рынка за одного участника

Для участия в Форуме необходимо зарегистрироваться как участник и, в случае платного участия, оформить договор участника и оплатить регистрационный взнос в соответствии с условиями указанными в договоре. Оплата должна быть произведена не позднее даты проведения Форума.

ТРИ СПОСОБА ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ФОРУМ:

  1. Заполнить регистрационную форму на сайте Форума
  2. Отправить заявку по адресу averina@int-bank.ru, с указанием имен и должностей участников, названия компании и номера контактного телефона
  3. Позвонив в оргкомитет Форума по телефону: +7 495 917 0885 (Юлия Аверина).

ДЛЯ ПАРТНЕРОВ И СПОНСОРОВ ФОРУМА

Если ваша компания или организация рассматривает возможность принять участие в конференции в качестве Партнера или Спонсора, направьте нам запрос на адрес log@int-bank.ru, с указанием контактной информации, и представитель оргкомитета свяжется с вами для обсуждения возможных вариантов сотрудничества. Можно обратиться в оргкомитет по телефону: +7 495 917 0885 (Логунов Дмитрий).

ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СМИ

Для аккредитации журналиста на конференцию необходимо направить официальный запрос на адрес averina@int-bank.ru с указанием названия СМИ, имени и контактной информации аккредитуемого журналиста. Можно обратиться в оргкомитет по телефону: +7 495 917 0885 (Аверина Юлия). В ответ мы направим Вам подтверждение об аккредитации.


РЕГИСТРАЦИЯ

 


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ 2018

 

Место проведения

Россия, Москва, 

Marriott Grand Hotel